О родина, о новый
С златою крышей кров,
Труби, мычи коровой,
Реви телком громов.
Брожу по синим селам,
Такая благодать.
Отчаянный, веселый,
Но весь в тебя я, мать.
В училище разгула
Крепил я плоть и ум.
С березового гула
Растет твой вешний шум.
Люблю твои пороки,
И пьянство, и разбой,
И утром на востоке
Терять себя звездой.
И всю тебя, как знаю,
Хочу измять и взять,
И горько проклинаю
За то, что ты мне мать.
Анализ стихотворения «О родина» Есенина
Впервые стихи «О родина» Сергея Александровича Есенина были опубликованы на страницах «Свободного журнала».
Стихотворение написано в 1917 году. Это период, наполненный причудливыми контрастами. Начало года поэт встретил как автор, обласканный вниманием царской семьи, санитар царскосельского лазарета, участник нескольких литературных объединений (создание своего было еще впереди). Летом он спонтанно, под влиянием минуты, сделал предложение З. Райх. Революция слова, образа, раскрепощение поэзии стало его целью. В жанровом отношении – своеобразная патриотическая лирика, 5 строф с перекрестной рифмовкой. «Новый кров»: революцию поэт воспринял как обновление, свежий ветер эпохи. Сметено все наносное, осталось только вечное, крестьянское, от сохи: «мычи коровой». Гром имеется в виду еще и очистительный, преображающий действительность. Стихийная сила, от которой не жаль и погибнуть, если надо. «Весь в тебя я, мать»: отчетливые хулиганские нотки, столь типичные для более позднего творчества. «Училище разгула»: все авторитеты пали, в авангарде жизни и искусства – новое поколение. «Пьянство и разбой»: Русь разбойничья не раз возникает в стихах поэта. Да и сам он охотно примерял на себя образ лихого человека. «Терять себя звездой» (метафора): забываться до самозабвения, ни в чем не знать меры. «Измять и взять»: поэт чувствовал, что тема России – его кровная, выстраданная, никто другой не сможет выразить ее лучше него.
«Горько проклинаю»: ее пороки есть и в нем. Он и вскормлен ею, и отравлен. Поэт также понимает, что крушение старого мира – процесс долгий, село явно к нему не готово. Впрочем, как не готова избалованная Серебряным веком читающая публика к его радикально новому стиху. И все же «ты мне мать», которую нельзя оставить, забыть, предать. Судьба страны неотделима от его собственной. Среди средств художественной выразительности – россыпь метафор, которыми поэт подтверждает свою нерасторжимую связь с землей, селом, родиной. Лексика и возвышенная, и разговорная. Интонация смешанная, колеблется от оптимизма к горечи. Яркое восклицание уже в самом названии стиха. Береза – еще один привычный есенинский образ. Ряд перечислений, многосоюзие, инверсия (крепил я, растет шум), эпитеты (березового гула, златою крышей), повторы, детали пейзажа, сравнения (реви телком, мычи коровой).
Любовь к Родине сам С. Есенин считал движущей силой своей поэзии, источником вдохновения и боли.