Осип Мандельштам — Только детские книги читать: Стих

Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.

Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.

Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.

Анализ стихотворения «Только детские книги читать» Мандельштама

Ранняя лирика Осипа Эмильевича Мандельштама тяготеет к символизму. Однако произведение «Только детские книги читать» — результат слияния символизма и реализма, простоты формы и глубины содержания.

Стихотворение написано в 1908 году. Его автору в эту пору 17 лет, он уже пережил соблазн революционной борьбы, а теперь учится в европейских университетах, наездами бывает в Петербурге, где кипит литературная жизнь. Начинающий поэт жадно впитывает идеи, эстетику, взгляды на жизнь и творчество начала XX века. Ошеломленный наплывом впечатлений, он часто остается в одиночестве, ищет себя и свой путь в поэзии. По жанру – философская лирика, по размеру – трехстопный анапест с кольцевой рифмой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. С какими же чувствами входит во взрослую жизнь семнадцатилетний поэт? «Я от жизни смертельно устал»: столь напыщенная строка окупается общим проникновенным и ясным настроем всего стихотворения. «Только детские» и книги, и думы, и воспоминания. Чистота сердца, доверчивость, маленькие радости каждого дня – вот девиз поэта. Возможно, это лишь непрочное убежище от бушующих волн внешнего мира, от мыслей о страдании и смерти. Интонация ровная, с горькой нотой во 2 строфе. Множество глагольных рифм предельно упрощает форму, делая акцент именно на содержании. «Люблю мою бедную землю» можно понять двояко: герой имеет в виду и Россию, и Землю вообще.

Герой противопоставляет себя обществу, отвергает суету человеческих устремлений, решает жить вечным, а не сиюминутным. Он понимает, что такой образ жизни неизбежно влечет за собой одиночество. Вместо людей друзьями он избирает себе светлые, с четким разделения добра и зла, детские книги. В детстве он видит и источник для творчества. Впрочем, оно так неумолимо отдаляется, что память о нем похожа на сон, туманный бред. Вторая строфа полна отрицаний: не приемлю, не видал. Инфантильность героя только кажущаяся, ведь он заявляет о желании отстаивать свои принципы. На пороге жизни О. Мандельштам медлит и оглядывается назад, страшится потерять себя, слиться с толпой, лишиться творческого дара. Эпитеты: бедную, смертельно, далеком, туманном. Метафора: восстать из печали. Анафора: только.

Учеба О. Мандельштама в Европе совершила полный переворот в его сознании. Отныне он видит свое призвание в поэзии, философии, музыке. «Только детские книги читать» — пример мировоззренческой лирики юного поэта.

Добавить комментарий