Быть может, когда ты уйдешь от меня,
Ты будешь ко мне холодней.
Но целую жизнь, до последнего дня,
О друг мой, ты будешь моей.
Я знаю, что новые страсти придут,
С другим ты забудешься вновь.
Но в памяти прежние образы ждут,
И старая тлеет любовь.
И будет мучительно-сладостный миг:
В лучах отлетевшего дня,
С другим заглянувши в бессмертный родник,
Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня.
Анализ стихотворения «До последнего дня» Бальмонта
Лирический герой стихотворения Константина Бальмонта «До последнего дня» утверждает народную мудрость, что старая любовь не ржавеет.
Стихотворение написано в 1897 году. В разгаре период бешеной популярности поэта. Музыкальность, свежесть лирики, фантастичность и индивидуализм, двойственность лирического героя кажутся небывалыми в русской поэзии. Бальмонт много путешествует, увлечен экзотикой, женат. По жанру – любовная лирика. Состоит из 3 строф с перекрестной рифмовкой. Лексика возвышенная, местами устаревшая. Лирический герой: счастливый влюбленный. Настроение стиха властное, пророческое.
У влюбленных все хорошо. Герой человек волевой, с выдержкой. Но ему известна изменчивость человеческого сердца. Сам он не предаст. Но она, героиня, может уйти, проявить слабость, увлечься. И окажется в ловушке. «Старая любовь» и память не отпустят. Их связь не разрушить. Это будет ее проклятье. Умирая, она вспомнит героя. «Друг мой»: типичное обращение к любимой женщине еще пушкинских времен. Возможно, стихотворение посвящено поэтессе Мирре Лохвицкой. Как раз тот год положил начало их настоящему знакомству. У обоих были семьи. Оба писали стихи о любви друг к другу. А потом она умерла. И Бальмонт назвал Миррой дочку. В любом случае в стихотворении есть предчувствие их отношений.
Среди выразительных средств можно выделить эпитеты: прежние образы, сладостный миг, бессмертный родник (это еще и метафора). Парентеза: быть может. Обращение с междометьем: о друг мой. Инверсия: тлеет любовь. (Это еще и метафора). Устаревшее слово: заглянувши. Рифмы первой строфы повторяются в последней: меня-дня.
Произведение «До последнего дня» Константина Бальмонта впервые было представлено читающей публике на страницах сборника «Тишина».