Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью, —
Только льются следы и дорожки.
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, — а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги,
В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, — и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
Анализ стихотворения «Крещенская ночь» Бунина
Произведение «Крещенская ночь» Ивана Алексеевича Бунина впервые было опубликовано в журнале «Детское чтение».
Стихотворение было начато в 1886 году (автору было 16 лет), закончено в 1901 году. В эту пору ему исполнился 31 год. Эту зиму он провел в Ялте, в доме М. П. Чеховой. По жанру – пейзажная лирика, по размеру, видимо, прихотливый анапест со сложной рифмовкой, в которой попадаются незарифмованные строки, 12 строф. Лирический герой – сам автор. Возможно, в основу стихотворения легли воспоминания о зимнем лесу в Ельце его детства или же в имении Озерки. В духе реализма поэт подробно воспроизводит пейзаж. Ельник, березы застыли, даже месяц в небе оцепенел. Затем возникает образ «ветхой сторожки», где горит забытый огонек. «Лес заснул». Бродит только волк «по сугробам», да робкий огонек в домике будто чего-то или кого-то ждет. В полной тишине герою чудятся шорохи, вздохи, взгляды со всех сторон: зверьки пробегают.
«Тихо блещет звезда»: в старину строго соблюдали пост в канун Крещения, он был, как и рождественский, до звезды. «На востоке»: в храмах алтарь расположен на восточной стороне, там, откуда появляется Солнце Правды, Христос. Отсюда и выражение: у трона Господня. Само название говорит о том, что поэт придает особое значение тому, что не в обычное время оказался в лесу. Между тем, месяц все поднимается, и наступает полночь в «хрустальном царстве». Интонация задумчивая, герой как бы осматривается в лесу, как гость, единственный неспящий в эту ночь. Ведь даже волк – всего лишь гипотеза чуткого уха человека. «Стою я, исполнен тревоги»: герой чувствует, что безмолвие обманчиво. Сравнения: как мехом, точно сквозь серебро, точно он притаился, бриллиантом, как живая, точно в алмазах. Инверсия: замирает полночь, задремали березы. Эпитеты: неподвижно, причудливо, дивном. Анафора: тишина. Метафоры: снежное лоно, хрустальное царство. Олицетворения: месяц глядит, дорожки убегая, убаюкала вьюга, спят чащи. Уменьшительные суффиксы: березок, сторожки. Повторы: все выше и выше. Повторяется и слово «мороз» в разных вариациях. Перечислительная градация: и поляны, и луг, и овраги, засыпанный вьюгой, сквозной, неподвижный и белый. Поэт одушевляет увиденную картину, является ее зачарованным наблюдателем.
Начавшись как типичная пейзажная лирика, «Крещенская ночь» И. Бунина в предпоследней строфе обогащается религиозным мотивом.