Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясет бородою.
Анализ стихотворения «Котик и козлик» Жуковского
Стихотворение Жуковского «Котик и козлик» посвящено детям автора — Александре и Павлу. Поэт создал специальный сборник стихов, куда включил это произведение. С помощью этого сборника Саша и Паша обучались русскому языку. Они плохо знали родной язык из-за постоянного проживания в Германии. Сегодня стихотворение «Котик и козлик» рекомендовано к прочтению детям, обучающимся в начальной школе.
Тема и идея
Стихотворение написано в 1851 году для детей младшего возраста, а значит имеет простое содержание. Основная тематика произведения — животные. Поэт описывает повадки домашних животных. Небольшой кусочек животного мира повествуется в том виде, в каком видит его ребенок.
Однако цель произведения — не познакомить ребенка с котиком и козликом (эти животные уже известны детям в начальных классах). С помощью этого стихотворения автор хотел облегчить детям обучение русскому языку, а чтение литературы сделать более занимательным и увлекательным.
Начало произведения несколько схоже с пушкинскими строками из «Руслан и Людмила». Пушкин писал: «Там чудеса…там леший бродит», на что Жуковский через десятилетия отвечал: «Там котик усатый…».
Жанр и композиция
Произведение написано в стиле прибауток, где действия героев сменяются очень быстро. В стихотворении — 8 строк, 18 слов (не считая союзов и предлогов).
Особенности рифмовки:
- первые 4 строки имеют перекрестную рифму (слова рифмуются через строку). К примеру, котик усатый — садику бродит, козлик рогатый — ходит;
- следующие 4 строки содержат смешанную рифму (слова рифмуются друг с другом каждые 2 строки). К примеру, котик-ротик;
- все использованные в стихотворении рифмы — точные. К примеру, ходит-бродит;
- первые 6 строк содержат закрытые рифмы, а последние 2 строки — открытые. Закрытые рифмы заканчиваются на согласный: котик — ротик. Открытые рифмы заканчиваются на гласный: седою-бородою;
- в произведении преобладает женская рифма, т. к. ударение в словах падает на предпоследний слог. К примеру, усАтый, рОтик, кОтик.
Произведение написано трехсложным размером, а именно — двустопным амфибрахием.
В написании стихотворения автор не использовал слова в переносном значении, отказался от сложных приемов. Единственное, что присутствует в тексте — эпитеты в уменьшительно-ласкательной форме (козлик).
Все действия животных будут легко восприниматься ребенком, т. к. значение слов сразу встает перед глазами (бродит, ходит).