Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты — женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты — в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя!
Анализ стихотворения «Женщине» Брюсова
В своем стихотворении «Женщине» Валерий Яковлевич Брюсов разворачивает перед читателями тему вечной женственности и борьбы противоположностей.
Стихотворение написано в августе 1899 года. Его автору исполнилось 26 лет, он женат, выпускник университета, журналист, теоретик символизма. Он активно публикуется, путешествует по Крыму, начинает заниматься издательской деятельностью, общается с К. Бальмонтом, напевностью творчества которого восхищается. Они с жаром спорят о революции сознания, синтезе искусств и рождении новой философии. Живет в ту пору молодая семейная пара Брюсовых в доме его отца. По жанру – философская лирика, гимн, по размеру – пятистопный ямб с опоясывающей рифмовкой, сонет, 4 строфы. В двух первых строфах употреблены только закрытые рифмы, в последних – лишь открытые. Есть и мужские, и женские. Рифма «звездный-железный» должна читаться через «е». Лирический герой – сам автор, но выступает он от имени всех мужчин.
Интонация торжественная, патетическая, с тремя восклицаниями. Ее усиливают повторы (анафора): ты – женщина. Лексика возвышенная, местами устаревшая: уста (губы), ярем (ярмо), свиток (бумага). Молодой поэт берется за разгадку женской натуры. Он готов указать самим женщинам на их место и предназначение в мире. Итак, она, прежде всего, закрытая книга. В ней «дум и слов избыток, безумен каждый миг»: идет речь о непредсказуемости, богатстве внутреннего мира. Но ее тайнам нужен толкователь, мужчина. «Ведьмовский напиток»: поэт интересовался оккультизмом, старался проникнуть в потусторонний мир. «Пьющий подавляет крик и славословит бешено»: так автор передает противоречивость и коварство женского сердца. Начало 3 строфы стало афоризмом. «Ты – образ божества!»: спасающая путеводная звезда. Дальше появляется местоимение «мы». Любой труд, вдохновение, победы – все посвящено только ей, женщине. «Молимся – на тебя!»: поэт доходит до слепого обожания, но чувствует себя не только верным рабом, а и жрецом. В. Брюсов выделяет в женщине колдовское, языческое начало. Произведение метафорично и полно сравнениями. «Пьющий пламя»: гипербола. Эпитеты: запечатленный, бешено, звездной, железный. В поэтическом синтаксисе присутствует и аллитерация, и ассонанс.
Произведение «Женщине» В. Брюсов включил в свой сборник «Третья стража». Эта книга сделала его известным, принесла одобрение коллег по перу.