1
Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остается, мечтатели?
Сдайтеся натиску нового времени!
Мир отрезвился, прошли увлечения —
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?»
2
Други, не верьте! Всё та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звезды небесные!
Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите во имя прекрасного
Против течения!
3
Вспомните: в дни Византии расслабленной,
В приступах ярых на божьи обители,
Дерзко ругаясь святыне награбленной,
Так же кричали икон истребители:
«Кто воспротивится нашему множеству!
Мир обновили мы силой мышления —
Где ж побежденному спорить художеству
Против течения?»
4
В оные ж дни, после казни Спасителя,
В дни, как апостолы шли вдохновенные,
Шли проповедовать слово учителя,
Книжники так говорили надменные:
«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,
Всем ненавистном, безумном учении!
Им ли убогим идти галилеянам
Против течения!»
5
Други, гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею —
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмет бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!
Анализ стихотворения «Против течения» Алексея Толстого
Стихотворение относится к 1867 году. К этому времени его автор в отставке, больше не чиновник, а только поэт. В его доме любят собираться писатели, он много времени проводит в своей усадьбе Пустынька, путешествует по Германии, издает первый сборник стихов. Произведение программное. Это манифест поэта и гражданина. «Против течения»: девиз Толстого. Образы корабля, плаванья, гребца – это метафоры. Поэт имеет в виду плаванье по морю жизни, творчества, среди врагов. Как известно, только живая рыба может плыть против течения. И человек должен оставаться собой, отстаивать свои идеалы, идти против всех, если надо. Лирический герой – сам поэт. Настроение стиха боевое, целеустремленное, воодушевленное, торжественное. Лексика стиха возвышенная, местами устаревшая (други, в оные, хулители, сдайтеся).
Герой обращается к друзьям. Пусть общество «нового времени» ни во что не верит, издевается над идеалами правды и чести, искусством, верой, чувствами, и уважает только рассудок, прибыль, выгоду, карьеру, комфорт, науку, технику, славу. Герой призывает друзей не падать духом. Как природа вечна, так и красота, гармония, поэзия вечны и всегда «в моде». Герой вспоминает историю. Иконоборцы в Византии (8-9 век) тоже думали, что уничтожили иконы навсегда. Но прошло время, и святыни вернулись в храмы. Поэтов, художников, мечтателей, правдолюбцев он сравнивает с апостолами. Еврейские книжники (учителя Закона), радуясь распятию Христа, потешались над горсткой его учеников. А они проповедью обратили в христианство целые народы. «Други, гребите!»: люди искусства сойдут с корабля, как праведник Ной после Потопа, и, с верой в свое «святое значенье» (миссию), будут приняты и поняты всеми честными, добрыми, совестливыми, творческими людьми.
Выразительные средства стиха: множество риторических восклицаний, обращений, неотступный победный рефрен «против течения». Прием противопоставления. Риторические вопросы. Перифраз (волн победители, отжившее племя), призывы в повелительном наклонении (вспомните, гребите, не верьте), эпитеты (чудесной звезде, безумном учении, крик оглушительный), метафоры (мир обновили силой мышления, с нашей святыней, верх возьмет бесконечное), повторы, отрицания, анафора.