Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
Анализ стихотворения «В театре» Барто
Агния Львовна Барто — мастер поучительных юмористических стихотворений для детей, позволяющих взглянуть на себя со стороны и с улыбкой. Произведение «В театре», созданное незадолго до Второй Мировой войны, живописует анекдотическую историю похода в театр двух маленьких подружек.
Стихотворение написано в 1938 году. Поэтессе 32 года, она мать двоих детей, ее стихи публикуют уже больше 10 лет, с творческими встречами она посетила несколько зарубежных стран, включая предвоенную Германию.
По жанру — сатирический портрет, по размеру — хорей со смежной и перекрестной рифмой. Лирическая героиня — восьмилетняя девочка. По композиции история делится на 2 части: появление в театре и поиск потерянного гардеробного номерка. Посещению именно балета можно найти объяснение в биографии автора: А. Барто — выпускница хореографического училища, недолгое время сама была балериной в театре.
Лексика разговорная, детская. В стихотворении, как это часто бывает у А. Барто, у действующих лиц есть имена. Главная героиня пришла с подругой Любой. Дети впервые в театре, да еще и без взрослых. В новинку и внимание гардеробщицы, и выдача металлического личного номерка. Содержание произведения парадоксально, ожидания читателя и слушателя обмануты. Девочка смотрела на сцену краем глаза, поглощенная поиском упавшего на пол номерка. В конце она важно, но, наверно, изрядно покраснев, сообщает ребятам: мне очень нравится балет.
Стихотворение полно восклицаний: наконец-то я в балете! Затем они сменяются вопросительными фразами внутреннего монолога девочки: может, он под стулом где-то?
Верная подруга Люба также помогает искать пропажу. В 10 и 12 строфе есть прямая речь участников тех комичных событий. И дети, и взрослые могут вспомнить похожую историю из своей жизни. Правдоподобие случаю придает употребление числительных: восемь, три на три. Выразительна гипербола: дышать не смею. Можно сказать, что перед глазами юного читателя «В театре» разворачиваются два спектакля: один на сцене (скорее всего, «Золушка»), другой — в зрительном зале.
Возвышенный настрой ребенка сменяется прагматичным, она словно уже видит себя, бредущую домой в слезах и без шубы. В каком-то смысле, это третий спектакль, который разыгрывается в воображении девочки. История заканчивается благополучно, номерок найден, но на балете, по сути, обе подруги не были.
Стихотворение лауреата польского Ордена Улыбки А. Барто «В театре» — пример виртуозного владения детской темой, умения говорить с ребенком на понятном ему языке.