В тени дерев, над чистыми водами
Дерновый холм вы видите ль, друзья?
Чуть слышно там плескает в брег струя;
Чуть ветерок там дышит меж листами;
На ветвях лира и венец…
Увы! друзья, сей холм — могила;
Здесь прах певца земля сокрыла;
Бедный певец!
Он сердцем прост, он нежен был душою
Но в мире он минутный странник был;
Едва расцвел — и жизнь уж разлюбил
И ждал конца с волненьем и тоскою;
И рано встретил он конец,
Заснул желанным сном могилы…
Твой век был миг, но миг унылый,
Бедный певец!
Он дружбу пел, дав другу нежну руку,-
Но верный друг во цвете лет угас;
Он пел любовь — но был печален глас;
Увы! он знал любви одну лишь муку;
Теперь всему, всему конец;
Твоя душа покой вкусила;
Ты спишь; тиха твоя могила,
Бедный певец!
Здесь, у ручья, вечернею порою
Прощальну песнь он заунывно пел:
«О красный мир, где я вотще расцвел;
Прости навек; с обманутой душою
Я счастья ждал — мечтам конец;
Погибло все, умолкни, лира;
Скорей, скорей в обитель мира,
Бедный певец!
Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
Блаженство знать, к нему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья…
О пристань горестных сердец,
Могила, верный путь к покою,
Когда же будет взят тобою
Бедный певец?»
И нет певца… его не слышно лиры…
Его следы исчезли в сих местах;
И скорбно все в долине, на холмах;
И все молчит… лишь тихие зефиры,
Колебля вянущий венец,
Порою веют над могилой,
И лира вторит им уныло:
Бедный певец!
Анализ стихотворения «Певец» Жуковского
Исповедальная элегия «Певец» Василия Андреевича Жуковского – отражение душевного и творческого кризиса, настигшего поэта.
Стихотворение датируется 1811 годом. В этот период его автор, романтик, лирик по природе, по настоятельному совету друзей, берется за создание исторического эпоса. Впрочем, дело идет со скрипом. Он также охотно переводит чужие стихи, а вот своих почти не пишет. Вдохновение покинуло его из-за душевного смятения, вызванного мучительной любовной драмой. Смерть матери усилила его печаль. В жанровом отношении – меланхолическая элегия, романс, рифмовка опоясывающая, 6 строф. Насквозь романтическое, даже сентиментальное, стихотворение открывается картиной одинокой могилы. «Лира и венец»: античные атрибуты не столько музыканта, сколько поэта. Венцами награждали победителей поэтических состязаний. Душераздирающий рефрен завершает каждую строфу. Поэт делится своими чувствами не просто с читателями, а друзьями. Теми, кто может разделить его горе. «Минутный странник»: герой стиха разуверился в счастье слишком рано. Бледный и печальный, он зачах, почти как цветок, среди сорняков. Жизнь была к нему сурова. «Верный друг угас»: автобиографическая деталь. Прошло восемь лет со дня смерти друга юности В. Жуковского – А. Тургенева. «Любви муку»: еще одно доказательство, что автор аллегорически хоронит самого себя. Он так и не получил согласия матери М. Протасовой на их брак. В последних строфах поэт прославляет «верный путь к покою» – могилу. Заметим, что певцу он отводит место не на кладбище, а в уединенном месте на природе. Так он подчеркивает двойное одиночество героя – при жизни, и после смерти. В финале забвение властной рукой стирает всякую память о «бедном певце». Лексика возвышенная, витиеватая, местами устаревшая (вотще, глас, вкусила, нежну руку). Интонация страдальческая, жалобная. Эпитет «унылый» царит в стихе. Полно в нем и горестных умолчаний, будто прерываемых рыданиями, есть и междометие-всхлип (увы!). Множество повторов (миг, пел, конец, скорей). Обращение к лире: умолкни. Упоминаются и античные «зефиры» (то есть, ветер). Среди прочих эпитетов: прощальну песнь, красный мир (то есть, прекрасный, заманчивый), горестных сердец, желанным сном. Инверсия: встретил он. Пейзаж условный, но вполне живой. Перифраз, перечисления, монолог, музыка стиха.
«Певец» В. Жуковского впервые был представлен читающей публике на страницах журнала «Вестник Европы».