Народонаселение всей империи —
люди, птицы, сороконожки,
ощетинив щетину, выперев перья,
с отчаянным любопытством висят на окошке.
И солнце интересуется, и апрель еще,
даже заинтересовало трубочиста черного
удивительное, необыкновенное зрелище —
фигура знаменитого ученого.
Смотрят: и ни одного человеческого качества.
Не человек, а двуногое бессилие,
с головой, откусанной начисто
трактатом «О бородавках в Бразилии».
Вгрызлись в букву едящие глаза, —
ах, как букву жалко!
Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр
случайно попавшую в челюсти фиалку.
Искривился позвоночник, как оглоблей ударенный,
но ученому ли думать о пустяковом изъяне?
Он знает отлично написанное у Дарвина,
что мы — лишь потомки обезьяньи.
Просочится солнце в крохотную щелку,
как маленькая гноящаяся ранка,
и спрячется на пыльную полку,
где громоздится на банке банка.
Сердце девушки, вываренное в иоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета.
И еще на булавке что-то вроде
засушенного хвоста небольшой кометы.
Сидит все ночи. Солнце из-за домишки
опять осклабилось на людские безобразия,
и внизу по тротуарам опять приготовишки
деятельно ходят в гимназии.
Проходят красноухие, а ему не нудно,
что растет человек глуп и покорен;
ведь зато он может ежесекундно
извлекать квадратный корень.
Анализ стихотворения «Гимн ученому» Маяковского
Впервые «Гимн ученому» Владимира Владимировича Маяковского был представлен читающей публике в «Новом сатириконе».
Стихотворение написано в 1915 году. Автор его молод, пропагандирует футуризм и эпатирует публику. По жанру – сатира, размер – акцентный стих с рифмой перекрестной. Привычной лесенки еще нет, гимн состоит из 9 строф. Лирический герой – рассказчик, препарирующий явления мира. Интонация насмешливая. В стихотворении множество примет той России, которую поэт хотел бы видеть разрушенной. «Народонаселение всей империи»: в этой строке пародия на язык официальных документов. Итак, вся эта пестрая компания (жужжащая, болтающая, каркающая) виснет «на окошке», увлеченная «необыкновенным зрелищем». Перед ними – «знаменитый ученый». Он противопоставлен толпе, взирающей на него с любопытством, почтением и страхом. Еще бы, ведь ученый не растрачивает свою жизнь по пустякам, каждый день его проходит с пользой для всего человечества. Он кудесник, которому выдан карт-бланш на оценку существования всех этих глазеющих существ с перьями и многоножками, и на формирование мировоззрения двуногих его сородичей. Однако В. Маяковский берет на себя труд оценить самого ученого: не человек, а двуногое бессилие, ум которого порабощен пустяками не меньше, чем у всех остальных. Разум ему выел трактат «О бородавках в Бразилии», видимо, труд всей его жизни. В 4 строфе автор пишет о наболевшем: ах, как букву жалко! Ведь буквы – инструмент и хлеб всякого поэта. Он сравнивает ученого с динозавром, жующим цветы вместе с травой. Даже внешний вид ученого вызывает неодобрение у В. Маяковского, известного своей крепкой фигурой, зычным голосом: «искривился позвоночник». Дальше – загадочная строка: мы – лишь потомки обезьяны. Поэт хоть и согласен с этим утверждением, однако он считает, что это не повод запускать себя. Само солнце с опаской входит во владения ученого. Он ведь и солнечный луч, пожалуй, сумеет изловить и посадить в банку. «Сидит все ночи»: двигает науку. При свете дня вновь видны «людские безобразия». Дети этих людей шагают в школы (приготовишка – еще не ученик, а кандидат в 1 класс гимназии). И нет сухарю-ученому никакого дела, что воспитывают этих ребят законопослушными, приверженцами традиций, а не борцами с царским режимом. В финале осуждающее: зато может извлекать квадратный корень. А мог бы служить своими способностями грядущей революции. Олицетворение коснулось и солнца, и апреля. Россыпь инверсий. Сравнения: как ранка, так ихтиозавр. Эпитеты: отчаянным, красноухие (от воды и утреннего холодка). Метафора: с головой откусанной. Уменьшительные суффиксы: домишки, щелку. Упоминается Ч. Дарвин – теоретик эволюции.
«Гимн ученому» В. Маяковского – часть сатирического цикла поэта, выносящего приговор современной ему эпохе.