Румяной зарею
Покрылся восток,
В селе за рекою
Потух огонек.
Росой окропились
Цветы на полях,
Стада пробудились
На мягких лугах.
Туманы седые
Плывут к облакам,
Пастушки младые
Спешат к пастухам.
С журчаньем стремится
Источник меж гор,
Вдали золотится
Во тьме синий бор.
Пастушка младая
На рынок спешит
И вдаль, припевая,
Прилежно глядит.
Румянец играет
На полных щеках,
Невинность блистает
На робких глазах.
Искусной рукою
Коса убрана,
И ножка собою
Прельщать создана.
Корсетом прикрыта
Вся прелесть грудей,
Под фартуком скрыта
Приманка людей.
Пастушка приходит
В вишенник густой
И много находит
Плодов пред собой.
Хоть вид их прекрасен
Красотку манит,
Но путь к ним опасен —
Бедняжку страшит.
Подумав, решилась
Сих вишен поесть,
За ветвь ухватилась
На дерево взлезть.
Уже достигает
Награды своей
И робко ступает
Ногой меж ветвей.
Бери плод рукою —
И вишня твоя,
Но, ах! что с тобою,
Пастушка моя?
Вдали усмотрела, —
Спешит пастушок;
Нога ослабела,
Скользит башмачок.
И ветвь затрещала —
Беда, смерть грозит!
Пастушка упала,
Но, ах, какой вид!
Сучок преломленный
За платье задел;
Пастух удивленный
Всю прелесть узрел.
Среди двух прелестных
Белей снегу ног,
На сгибах чудесных
Пастух то зреть мог,
Что скрыто до время
У всех милых дам,
За что из эдема
Был выгнан Адам.
Пастушку несчастну
С сучка тихо снял
И грудь свою страстну
К красотке прижал.
Вся кровь закипела
В двух пылких сердцах,
Любовь прилетела
На быстрых крылах.
Утеха страданий
Двух юных сердец,
В любви ожиданий
Супругам венец.
Прельщенный красою,
Младой пастушок
Горячей рукою
Коснулся до ног.
И вмиг зарезвился
Амур в их ногах;
Пастух очутился
На полных грудях.
И вишню румяну
В соку раздавил,
И соком багряным
Траву окропил.
Анализ стихотворения «Вишня» Пушкина
Стихи «Вишня» Александра Сергеевича Пушкина впервые были атрибутированы и опубликованы в 1857 году.
Стихотворение датируется приблизительно 1815 годом. Поэту в это время 16 лет, он лицеист, увлечен сочинительством и окружен закадычными друзьями. В тот же период он пишет стихи с той или иной долей фривольности о своих и чужих амурных похождениях. В жанровом отношении – пасторальная эротическая лирика, по метрическому размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 24 строфы. Открывается стихотворение идиллическим описанием пейзажа. Интонация фольклорная, песенная. Первые строфы стихотворения (дополненные строчками Л. Модзалевского) частенько входили в хрестоматии для детей. Некоторые специалисты до сих пор сомневаются в авторстве А. Пушкина. Сюжет прост: «пастушки спешат к пастухам». Дальше появляется главная героиня, есть и ее словесный портрет: полные щеки, робкие глаза, прельстительная ножка. Описан и наряд девушки, скрывающий «всю прелесть». Героиня лезет на дерево, соблазнившись спелыми вишнями. Ветка ломается, пастушка падает на землю с горстью ягод и задравшимся платьем. Мимо проходивший пастушок, не такой робкий, не только помог девушке подняться, но и «грудь свою страстну прижал». Избитая метафора «любовь прилетела» приходится как раз на кульминацию. «Вся кровь закипела»: кажется, оба потеряли голову. «На полных грудях»: выходит, полными у пастушки были не только щеки. Финальное четверостишие считается верхом двусмысленности, означающим, что герои зашли слишком далеко. Впрочем, у поэта прямо сказано об ожидающем пару супружеском венце. Интонация стихотворения псевдонаивная, стилизованная под пасторали еще XVIII века. Отсюда выражения «прилежно глядит», «бедняжку страшит», сладкие междометия: но, ах! Обилие уменьшительных суффиксов в словах (башмачок, пастушек, огонек). В тринадцатой строфе – взволнованное авторское обращение к красотке-бедняжке. Упоминание Эдемского сада и вдруг ставшая игривой причина изгнания из него. Лексические повторы, перечисления. Олицетворения: румяной зарею, туманы седые (это еще и эпитеты). Гипербола: смерть грозит! Инверсия: покрылся восток, зарезвился Амур. Эпитеты: прелестных ног, синий бор, соком багряным. Многосоюзие. Устаревшие книжные формы прилагательных: страстну, румяну, несчастну. Восклицания, риторические вопросы.
«Вишня» А. Пушкина – сентиментальная история о двух влюбленных в пасторальном духе.