Марина Цветаева — Я счастлива жить образцово и просто: Стих

Я счастлива жить образцово и просто —
Как солнце, как маятник, как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая божия тварь.

Знать: дух — мой сподвижник и дух — мой вожатый!
Входить без доклада, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато —
Как бог повелел и друзья не велят.

Анализ стихотворения «Я счастлива жить образцово и просто» Цветаевой

В первый год после революции Марина Ивановна Цветаева в своем произведении «Я счастлива жить образцово и просто» ищет опоры в Боге и собственном творчестве.

Стихотворение написано в ноябре 1918 года. Поэтессе в этот момент 26 лет, она проводила мужа на фронт, сама живет в Москве с детьми. На этот период приходится ее служба в информационном отделе одного из комиссариатов. Она обращается к драматургии, пишет пьесы. Рифмы как открытые, так и закрытые. По жанру – элегия, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 2 строфы. Лирическая героиня – сама автор. Она спокойно констатирует факт: я счастлива. Причина такого состояния – в том образе жизни, что ведет героиня. Он прост и строг. Нет романтики, взлетов, падений, есть заботы о пропитании, замыслы стихов и внешне непримечательное существование. Она сравнивает свою жизнь с солнцем, маятником, календарем. Вновь поэтесса использует излюбленный пунктуационный знак «тире». Ритм дней словно не зависит от внешних обстоятельств, а ведь вокруг рушилась империя, шла Гражданская война. «Светская пустынница»: героиня живет в мире, будто в пустыне (куда уходили христианские подвижники), не отдавая сердце ни одному из сиюминутных настроений: панике, поиску теплого местечка, сделке с совестью. «Стройного роста»: поэтесса была среднего роста. Здесь имеется в виду, видимо, ее несгибаемость: прямая осанка и гордо поднятая голова. «Премудрой»: эпитет вызывает ассоциации с библейским подтекстом. И вновь сравнение: как Божия тварь (творение). М. Цветаева уверена, что в каждом человеке заложен потенциал познания, мудрости, божественная искра. Во 2 четверостишии она углубляет христианские параллели: Дух ведет ее. В этой строке – единственное восклицание. «Без доклада»: ей были чужды старые условности, а уж новые порядки и правила – и подавно. И опять череда сравнений: как луч, взгляд. То есть, она предпочитает жить с естественностью солнечного луча, с открытым взглядом. «Жить, как пишу»: она чувствует, что в этот период ее творческая манера стала немногословней, проще, глубже. Она одинаково свободно пишет и на злобу дня, и на темы, которые считает вечными. В заключительной строке ее мысли снова обращаются к Богу. Два лексических повтора приоткрывают нравственную дилемму М. Цветаевой того времени: писать так, как велит Бог, сердце, или же следовать конъюнктуре момента, а может – и вовсе замолчать, затаиться (на время или навсегда). В сущности, это стихотворение – своеобразная молитва поэтессы. Напрашивается и перекличка со стихами «Я научилась просто, мудро жить» А. Ахматовой.

В период социальных потрясений М. Цветаева предпочитает жить жизнью души, воплощенной в стихах.

Добавить комментарий