Михаил Ломоносов — Утреннее Размышление о Божием Величестве: Стих

Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И Божия дела открыло.
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков Зиждитель сам!

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада —
Как искра пред тобой одна,
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что ты творить нам повелел!

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполненны твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш, Господь!»

Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости твоих очей
Лиется радость твари всей.

Творец! Покрытому мне тмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный Царь.

Анализ стихотворения «Утреннее Размышление о Божием Величестве» Ломоносова

Признанным мастером классицизма в отечественной литературе является Михаил Васильевич Ломоносов.

Стихотворение написано, предположительно, в 1743 году. Его автору в это пору 32 года, он женат, не только получил разностороннее образование, но и уже успел применить его на деле, составляя, к примеру, каталог предметов для Кунсткамеры. Более того, его определили на должность при Академии наук. Похоже, данное произведение создано в период нахождения его под арестом за предерзкие конфликты с немецким профессорским составом Академии. По жанру – ода, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 7 строф. Рифмы и закрытые, и открытые. Лирический герой – сам автор, восторженный мыслитель и пытливый исследователь. Созерцая рассвет, поэт представляет, сколь велик Господь, его создавший. Далее он рисует впечатляющую, до сих пор фантастическую, картину «горящего вечно Океана» в пределах Солнца. В структуре произведения чувствуется замысел представить ряд неоспоримых доказательств величия Бога – уже с позиций человека, занимающегося наукой. Он обращается не к гипотетическому читателю, а собственному духу.

Анафора: там. Завершается стихотворением прямым обращением: Творец! Герой признает свое невежество, духовную слепоту, соглашается, что человеческое знание ограничено и полно заблуждениями, просит просветить его ум «лучами премудрости», готов следовать воле Бога, славить бессмертного Царя, взирая на Его творения. Интонация торжественная, есть несколько восклицаний. Лексика возвышенная. Эпитеты: прекрасное светило, огненны валы, ужасная громада, мрачной ночи, вихри пламенны, горящи дожди, пресветлая лампада. Вообще, образ света – центральный в этом произведении. Сравнения: громада как искра, камни, как вода. Зиждитель: Создатель. Замысел Бога, создавшего Солнца, поражает героя. Теперь «взору нашему открылись» все чудеса этого мира. Инверсия: свободились бугры, лиется радость, открылся Океан (этот образ дан с прописной буквы, чтобы усилить грандиозность Солнца). Метафора: смертным возможно возлететь. Бренно око: смертные глаза. Лампада – перифраз Солнца. Как художник, герой рисует картины величия Бога. Следует отметить, что догадки ученого поэта о происходящих на Солнце процессах со временем подтвердились.

«Утреннее размышление о Божием Величестве» — пример оды М. Ломоносова, наполненной религиозным содержанием.

Добавить комментарий