В эту ночь он спать не лег,
Все писал при свечке.
Это видел в печке
Красный уголек.
Мальчик плакал и вздыхал
О другом сердечке.
Это в темной печке
Уголек слыхал.
Все чужие… Бог далек…
Не было б осечки!
Гаснет, гаснет в печке
Красный уголек.
Анализ стихотворения «Угольки» Цветаевой
В раннем стихотворении «Угольки» Марины Ивановны Цветаевой изображается первая любовь и романтические представления о смерти.
Стихотворение написано примерно в 1910 году. Поэтессе исполнилось 18 лет, она на свои средства выпустила дебютную книгу стихов, к которой с интересом отнеслись, скажем, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Впереди поездка в Крым и встреча с будущим мужем. Однако в ее недалеком прошлом скрывались как минимум две тайны, две попытки самоубийства. Первая относится к 1908 году, причиной ее стала романтическая восторженность и неуемная любовь к «Орленку» Э. Ростана. Фантазерка решила, что увидеть эту постановку на сцене (да еще в исполнении знаменитой С. Бернар) – предел высшего счастья, после которого, собственно, жить дальше просто неинтересно. Она собиралась застрелиться из револьвера прямо в театре. Как уверила она позднее сестру, произошла осечка. Поэтому после представления она отправилась домой. Вторая попытка относится как раз к зиме 1910 года. Тогда она была безнадежно влюблена в переводчика В. Нилендера, часто бывавшего в их доме. Было написано прощальное письмо все той же сестре, с которой они всегда были особенно дружны. В нем, разумеется, она передавала всем приветы и поцелуи, вспоминала моменты прошлого, давала указания – кому отдать ее книги. И, в конце концов, передумала. В жанровом отношении – бытовая зарисовка о крушенье первой любви. Рифмовка опоясывающая, 3 строфы. Лирический герой – влюбленный мальчик. Он решил свести с собой счеты, разочаровавшись в любви и жизни вообще, такой скучной и нелепой. Как водится, ни в ком он не встретил понимания. Родственной душой могла бы стать та самая девочка, но она, видимо, ушла на каток с другим. Ночь было решено провести без сна. Конечно, жизненно необходимо объясниться напоследок. Герой зажигает свечку и принимается писать. Свидетелем драмы был лишь крохотный гаснущий печной уголек. Он одушевляется («видел, слыхал»). Во втором четверостишии герой не удержался от слез, стало себя так жаль. Но сердце его разбито навеки. Кстати, сестрам Цветаевым в то время нравилась незамысловатая любовная песенка «Никакой огонь, никакой уголь». Возможно, ее мотив незримо чувствуется в настроении стиха. Герой храбрится и гонит мысль о Боге. Он углубляется в чисто деловые вопросы: не было б осечки. Финал, в общем-то, открытый. Лексический повтор «гаснет» вроде бы намекает на решимость героя, однако, скорее всего, осечка обязательно будет, а письмо окажется в печке. Множество уменьшительных суффиксов в словах, словно подчеркивающих особый, полудетский, характер драмы: сердечке, уголек. Лишь одно восклицание, как «ах!», в финальной строфе.
Стихи «Угольки» М. Цветаевой впервые увидели свет на страницах сборника «Волшебный фонарь».