Вверх, по недоступным
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит
Из долин цветущих;
Он, как дым, уходит
В небеса родные,
В облака свиваясь
Ярко-золотые —
И рассеиваясь.
Луч зари с лазурью
На волнах трепещет;
На востоке солнце,
Разгораясь, блещет.
И сияет утро,
Утро молодое…
Ты ли это, небо
Хмурое, ночное?
Ни единой тучки
На лазурном небе!
Ни единой мысли
О насущном хлебе!
О, в ответ природе
Улыбнись, от века
Обреченный скорби
Гений человека!
Улыбнись природе!
Верь знаменованью!
Нет конца стремленью —
Есть конец страданью!
Анализ стихотворения «Утро» Полонского
Стихотворение «Утро», принадлежащее перу Якова Полонского, было написано в 1845 году. Так как Я. П. Полонскому на момент его создания было 26 лет, оно относится к ранним произведениям поэта. Юношеский порыв, который чувствуется на протяжении всего стихотворения, обусловлен именно этим.
Тема произведения — свежесть и красота горного утра, призыв наслаждаться этими видами. Именно в этом поэт видит выход из бесконечной череды страданий. Начало стихотворения — полное жизни описание утренней природы. Поэтом описывается восхождение тумана по «крутизнам» гор. Данная метафора как ничто другое очеловечивает это явление природы.
Яков Полонский описывает утро как период, в котором на короткое время встречают друг друга задержавшиеся на небосклоне звезды и раннее солнце. Лучами их «сияет утро молодое». А после в стихотворение вступает лирический герой. Он поражен лазурностью неба, которое так разительно отличается от мрачности небосклона в ночи. Лирический герой признает, что все материальные и низменные мысли покинули его. Не потому ли, что в такие моменты все вытесняют величие и красота мира вокруг?
Последняя строфа носит философский характер, призыв улыбнуться природе в ответ. Лирический герой считает, что человеческий гений утяжелен скорбью, потому что зависит от диктуемых эпохой условий. И во всей этой борьбе именно природа — знаменование, которому нельзя не верить. Гармония с окружающим миром и есть выход из скорби.
Стихотворение «Утро» легко разделяется на две смысловые части, первой из которых является описание раннего утра, а второй — обращение к гению человека. Произведение разделено на шесть катренов и пятистишье. Строки объединены рифмовкой как внутристрофной, так и междустрофной. Рифмовка перекрестного типа, некоторые строки рифмы лишены. Размер стихотворения — трехстопный хорей.
«Утро» Я. П. Полонского пестрит самыми разнообразными художественными средствами. Огромное количество и эпитетов, которые улучшают визуализацию описаний: «небо хмурое, ночное», » небеса родные», «недоступные крутизны». Не менее важны метафоры: «сияет небо», «встающие горы», «долины цветущие». А вот сравнение в произведении одно: «он, как дым, уходит».
Любопытнее всего выглядит изменение интонационной картины стихотворения. Если первая часть, символизируя неспешность наступающего утра, медлительна и обрывочна, то вторая полна восклицательных предложений. Это и помогает сделать акцент на основной идее, мысли.