Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой — дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я черным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул
И яблок больше нету.
Еще я дождик удлинил —
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.
Анализ стихотворения «Рисунок» Михалкова
Произведение «Рисунок» Сергея Владимировича Михалкова посвящено тайнам творческой лаборатории юного художника.
Стихотворение написано не позднее 1936 года. Начинающему детскому поэту исполнилось 23 года, он студент Литинститута и сотрудник (пусть и внештатный) газеты «Известия», регулярно публикуется, выпускает дебютный сборник стихов, уже проснулся знаменитым после издания «Дяди Степы» и «Светланы». Уже через год его примут в Союз писателей. Это также год его женитьбы на Н. Кончаловской, с которой они прожили вместе много лет. В жанровом отношении – процесс рождения шедевра, поэтический рассказ, 7 строф, рифмовка перекрестная. Есть рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – маленький творец, живописец. Первым делом он запечатлевает на бумаге быка с коровой. Животные пасутся, видимо, в яблоневом саду. Чтобы придать динамики картинке, мальчик организует дождь, вернее, настоящую грозу. Это дождь местного значения, на весь рисунок он не распространяется. И потом, деревья стоят так близко, что на яблоки ни капельки не попадает. Яблок, разумеется, пятнадцать штук. То есть, ну очень много. Затем начинается чистый импрессионизм: мальчик делает «розовым быка», добавляет веселой оранжевой краски дороге. Собственно, теперь ливень может подобраться и к саду. Ребенок чувствует себя повелителем созданного мира. Он не статичен, в нем постоянно перемены. Едва молния протыкает тучу – тут же налетает ветер, яблоки падают на землю (пришлось их густо зачеркнуть). Наконец, рисунок готов. Можно было бы еще поработать, да карандаш отчего-то сломался. Что ж, остается прикрепить пейзаж на видном месте. Мальчик горд, хотя и догадывается, что профессионализма ему не хватает. Однако пейзаж – плод его воображения и самого усердного труда, тем он и хорош. Да и мама обязательно похвалит. Поэт копирует в стихах элементы детской речи, использует ряд ярких просторечных приставочных глаголов: подрисовал, зачеркнул, удлинил. И, конечно же, классическое «как будто», подмеченное в детском лексиконе еще К. Чуковским. Сюжет занимательный, понятный детям. Есть и числительное, придающее ему правдоподобия. Уменьшительный суффикс в повторе слова «дождик» — знак того, что гроза вовсе не такая страшная, мастер ее контролирует.
В «Рисунке» С. Михалкова звучит лирическая нота, а мир предстает таким, каким его видит творческий взгляд ребенка.