Пускай орёл за облаками
Встречает молнии полёт
И неподвижными очами
В себя впивает солнца свет.
Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего —
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звёздной
Ты отовсюду окружён.
Анализ стихотворения «Лебедь» Тютчева
Первая публикация «Лебедя» Федора Ивановича Тютчева состоялась в журнале «Современник».
Точная датировка стихотворения остается неизвестной. Оно создано не позднее 1820-х годов. В эту пору поэту нет и 30 лет, он служит в дипломатической миссии, живет в Германии, женат. Жанр – аллегория, философская лирика, размер – ямб с рифмовкой перекрестной, 3 строфы. Женская и мужская рифма чередуются. В первой и заключительной строфе есть неточность рифм, вызванная непривычными современному уху ударениями в словах. Чувствуется влияние немецких поэтов. Печатать это стихотворение он не спешил. Лирический герой – сам поэт, созерцающий два мира. Произведение построено на противопоставлении двух птиц, двух начал. Уже в первом четверостишии он дает сдержанную оценку завидной доле орла. Есть тут и беглый портрет достоинств этой птицы: полет за облаками, где бьют молнии, неподвижный гордый взгляд, впитывающий щедрость солнечных лучей. Во второй строфе поэт описывает свой идеал: лебедь чистый (это еще и инверсия), звучит лексический повтор эпитета, который под пером Ф. Тютчева становится и сравнением, и метафорой. «Одело тебя божество»: стихия имеется в виду водная. Бог определил ее местопребыванием этой птицы. В стихии воздушной он уступает орлу. Именно вода, разделяющая воздух и землю, как граница миров, становится пристанищем задумчивого, прекрасного лебедя. «Двойною бездной»: поэт признает непостижимость окружающего мира для человеческого ума. «Всезрящий сон»: этот старомодный эпитет можно назвать индивидуально-авторским. Птица будто грезит на водной глади, являет собой образец гармонии. «Полной славой»: библейский образ, как и последующая «твердь звездная». «Отовсюду окружен»: птица участвует в торжестве и ликовании Вселенной, как часть ее. В этом образе поэт видит символ бессмертия и творчества. В метафизическом смысле его больше привлекает глубина, а не высота, собственно, и в литературе тоже. Лексика возвышенная, местами устаревшая (очи – глаза, впивает – пьет, удел – судьба, твердь, в данном случае – небесная). Метафоричность, даже гиперболизированность в описаниях, отсылающие к античной поэзии. Той же цели служит восторженное восклицание с междометием «о». Интонация гипнотизирующая.
Романтическое по духу произведение «Лебедь» Ф. Тютчева – один из образцов его ранней лирики, попытка определить свое творческое кредо.