Луна прекрасная светила
В тиши лазоревых полей
И ярче золота златила
Главы подкрестные церквей.
А бедный узник за решеткой
Мечтал о божьих чудесах:
Он их читал, как почерк четкий,
И на земле и в небесах.
И в книге тайной прошлой жизни
Он с умиленьем их читал
И с мыслью о святой отчизне
Сидел, терпел — и уповал!
Анализ стихотворения «Луна» Глинки
Произведение «Луна» Федора Николаевича Глинки было написано в период заключения поэта в Петропавловской крепости.
Стихотворение создано весной 1826 года. Сорокалетний поэт состоит на государственной службе, имеет военный чин, известен как автор записок о временах походов против Наполеоновской армии, живо интересуется деятельностью тайных политических обществ в России (в некоторые он вступил, а в одном даже был сооснователем). Впрочем, собственно перед восстанием декабристов он уже больше занимался литературой, а не политикой. Однако это не помешало его аресту. Разбирательство продолжалось несколько месяцев, поэт был разжалован и отправлен служить при губернском правлении в Карелии. Жанр – элегия, дума на фоне пейзажной зарисовки, размер – ямб с рифмовкой перекрестной, разделения на строфы нет, рифмы как открытые, так и закрытые. Лирический герой – сам арестованный автор. Интонация подкупает своей искренностью и простодушием. Ф. Глинка как бы смотрит на себя со стороны, пишет в прошедшем времени. Начинается стихотворение с образа «прекрасной луны», освещающей «лазоревые поля» (метафора небес; если поэт все же имел в виду собственно поля, значит, ночью издали они отливали синевой). Третья строка – сочетание лексического повтора, аллитерации и метафоры. «Подкрестные церквей»: Петропавловский и Троице-Петровский (снесен в советское время) соборы, прежде всего. Именно их мог видеть Ф. Глинка, находясь в крепости. «Бедный узник»: со времен А. Пушкина – расхожий образ (и эпитет к нему). В мировой романтической поэзии обычно подчеркивается свободолюбивый, независимый характер такого героя. Однако Ф. Глинка переносит переживания героя в иную, духовную плоскость. «За решеткой» он размышляет о чудесах Бога, принимает происходящее как возможность извлечь для себя жизненные уроки, стать сильнее духом, не терять надежду. Чудеса настолько повсеместны, что люди перестали их замечать. Их больше ничего не удивляет, совпадение и случайность стали единственным объяснением любых обстоятельств. «Как почерк четкий»: сравнение с инверсией. Далее начинается перечислительная градация. Герой всюду видит знаки, в его воззрениях можно различить даже начатки натурфилософии и идеи о переселении душ (тайной книге прошлой жизни). «О святой отчизне»: в контексте произведения возможны два толкования. Небесное Отечество, ожидающее христианина или же образ земной Родины, которая для поэта патриотических убеждений свята. Финал – сплошь из экспрессивных глаголов.
«Луна» Ф. Глинки – образец русской религиозной лирики первой половины XIX века.