Вот летают бегемоты
Над журчащим ручейком.
Я бегу,
Обутый в боты,
С фиолетовым сачком.
Как поймаю бегемота,
В клетку сразу посажу.
– Спой мне песню,
Друг любезный! –
Бегемоту я скажу.
Если песен петь не будет,
Отпущу его тогда –
Пусть летают бегемотов
Очень тучные стада!
Пусть летают бегемоты
Там и тут,
Там и тут…
И свои простые песни
Нам поют,
Нам поют.
Анализ стихотворения «Песни бегемотов» Собакина
«Песни бегемотов» Тима Собакина – почти учебное пособие по развитию воображения у детворы, пример стихотворной игры со смыслами.
Стихотворение написано примерно в начале 1990-х годов. Его автору в это время около 35 лет, пишет он под веселым творческим псевдонимом. Может быть, все дело в том, что настоящая его фамилия уж больно распространенная: Иванов. В детскую литературу пришел из журналистики. Несколько лет возглавлял редакции детских журналов, автор нескольких книг для детей. В жанровом отношении – оригинальная пейзажная зарисовка, в которой все шиворот-навыворот, небылица. Рифмовка местами перекрестная, а местами холостая. Стихотворение состоит из 4 строф. Рифмы есть как открытые, так и закрытые. Лирический герой обозначен прямо – это сам восторженный поэт (и натуралист по совместительству). Начинается произведение эпично: вот летают. Естественно, бегемоты. Видимо, как некий диковинный вид стрекоз, раз уж под ними журчит ручеек. Вообще, пейзаж идиллический, можно сказать, пасторальный, даже погода благоприятствует ловле. «Обутый в боты» (намек на звукопись): по-простому, по-нашему. Собственно, до дома рукой подать, выскочил, в чем был. «Фиолетовым сачком»: важное дополнение, еще одна бодрящая краска в мире летающих бегемотов. Словно бабочка, порхает над травой бегемот, не замечая притаившегося неподалеку героя, пустившегося в фантазирование. Какие же у него планы на эту колонию бегемотов? Во-первых, посадить хотя бы одного в клетку. Затем уговорить его издать несколько трелей. А желательно – целую песню. Церемонное обращение «друг любезный» (еще и инверсия) – верный признак, что пение будет щедро вознаграждено (видимо, крупой или еще каким-нибудь специальным кормом для певчих экзотических животных). Конечно, если пойманный зверь обидится, лучше его выпустить. В конце концов, эти звери ценны не только своим пением, но и просто эстетически. Радуют, так сказать, глаз. Особенно, когда собираются в «тучные стада». Да и вообще: пусть летают, нагуливают жирок. Чем их больше, тем интересней. А вот песни их герою не очень-то и нужны, на самом деле. Он ведь давно их разучил, эти «простые песни». Кроме того, на воле и поется веселей. Стихотворение переполнено лексическими повторами (как правило, анафорами), есть восклицания и даже многозначительное многоточие, прямая речь, динамизм и экспрессия. Следует сказать, что этим четвероногим героям поэт посвятил целый цикл произведений.
Веселый абсурд и оптимизм переполняют стихотворение Т. Собакина с гордым названием «Песни бегемотов».