И опять в полусвете ночном
Средь веревок, натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.
И чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землей
И одним к небесам приближаться.
Правда, это игра, и притом
Может выйти игра роковая,
Но и жизнью играть нам вдвоем –
Это счастье, моя дорогая!
Анализ стихотворения «На качелях» Фета
Произведение «На качелях» Афанасия Фета – взгляд в счастливое прошлое на склоне лет.
Стихотворение создано в марте 1890 года. В нем чувствуется автобиографичность. На первый взгляд, описан милый досуг молодых влюбленных. Но автору стиха 70 лет, и жить ему осталось два года. Жене его Марии Петровне 62 года. Может, он вспоминает их пару в былые годы?.. И благодарен ей, «дорогой», за «счастье»? Кто знает. Но, скорее всего, он вспоминает другую Марию, давно погибшую первую любовь свою. И подтверждение тому можно найти в письме поэту Полонскому: «Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой…» Оттого в настроении стиха что-то тревожное, трагическое, несмотря на идиллию.
По жанру – любовная лирика. Три строфы с перекрестной рифмовкой. Лирический герой – сам автор в молодости. Лексика стиха живая, возвышенная. У Фета, признанного певца природы, и здесь есть несколько ее примет: ночной полусвет, лес, земля и небо. В этом сумраке «Стоим и бросаем друг друга»: раскачивая качели. Отрываться от земли и страшно, и сладко. Как и терять связь с реальностью. Впрочем, тогда Фет казался себе реалистом. Пока жизнь Марии Лазич не оборвалась. «Игра роковая»: ведущая к гибели. «Жизнью играть»: жизнь прожить – не поле перейти. И Мария, и он сделали свой выбор.
«Это счастье, моя дорогая»: он рад, что такая любовь была в его жизни. Спустя столько лет он все еще говорит с ней. Об этом же – в строчках других стихов: «Нет, я не изменил»; «Нас нельзя разлучить» (из «Alter ego»). Качели – символ жизни, прекрасного мгновенья. Среди выразительных средств в стихе есть эпитеты (доске шаткой, вершине лесной, игра роковая), метафора (к небесам приближаться), обращение (моя дорогая), повторы, перечисления, многосоюзие, звукопись (благозвучие).
Впервые стихотворение «На качелях» появилось в «Вечерних огнях», прижизненном сборнике поэта.