На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Анализ стихотворения «На стоге сена ночью южной» Фета
Впервые произведение «На стоге сена ночью южной» Афанасия Афанасьевича Фета было опубликовано на страницах журнала «Русский вестник».
Стихотворение написано в 1857 году. Самому поэту в эту пору исполнилось 37 лет, он автор нескольких книг, женат, планирует выйти в отставку с военной службы. По размеру – ямб с перекрестной рифмой, 4 строфы, по жанру – пейзажная лирика с философской нотой. Открытые и закрытые рифмы чередуются. Лирический герой вполне автобиографичен. Интонация тютчевская. Лексика возвышенная. «Лицом ко тверди»: имеется в виду не более привычная «земная», а «небесная твердь». Оба понятия относятся к библейским. «Хор светил»: под этим выражением скрываются и звезды, и планеты. Сравнение их с хором также связано со Священным Писанием. Из него известно о ликовании звезд, их пении хвалы Богу. Герой словно теряет почву под ногами, законы природы больше не действуют. Земля исчезает в космическом пространстве. «Безвестно»: отыскать ее вряд ли представится возможность. «Как первый житель рая»: рай – высшая часть Земли, ныне сокрытая от глаз человеческих. «Один в лицо увидел ночь»: поэт вспоминает первозданные времена, когда Адам был первым человеком, увидевшим все чудеса и красоты мира. Герой теряется в пространстве, ему кажется, что он движется навстречу звездам. «В длани мощной»: ничтожный, слабый, на краю бездны, безумия, он вдруг чувствует защиту и поддержку. Длань – рука. В данном контексте опять-таки имеется в виду рука Бога. «Над бездной повис»: разум человека трепещет и склоняется перед величественной тайной бытия. «Замираньем и смятеньем»: прием амплификации, при котором подряд идут схожие по смыслу слова, усиливая экспрессию произведения. Метафора: взором мерил глубину. Герой словно вновь обрел способности, присущие когда-то Адаму. Наконец, финал – развернутая метафора. Человек погружается в «полуночную бездну», тонет в ней, и с той непостижимой глубины ему вернуться вряд ли суждено. Остается добавить, что этот головокружительный полет герою лишь чудится. Однако важное последствие его навсегда остается с героем: умение отрываться от земной суеты, собственного «я», привычных представлений о мире. Сравнение: как сон. Эпитеты: смутный, мощной, дружный. Один риторический вопрос. Парентеза: вводное слово «казалось».
Музыкальность лирики А. Фета высоко ценил П. Чайковский. Он неоднократно перекладывал его стихи на музыку, в черновиках композитора остался и незаконченный романс «На стоге сена ночью южной».