Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Анализ стихотворения «Осенняя роза» Фета
Пейзажная лирика позднего Афанасия Афанасьевича Фета часто проникнута философской нотой.
Стихотворение написано в 1886 году. Его автору уж исполнилось 66 лет, он давно признанный поэт, усердно пишет мемуары, выпускает свои сборники. Надо отметить, что поэт оказался также замечательным хозяйственником: его имение процветало. По жанру – элегия, пейзажная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Лирический герой – сам пожилой автор. Интонация минорная. К теме цветения в предзимнее время садовых цветов поэт обращался неоднократно. В первом четверостишии герой описывает наступление осени. Точнее, первых заморозков. Обычный порядок слов чередуется с применением инверсионного: осыпал лес, дохнул сентябрь (это еще и олицетворение), георгины обожгло (метафора). Чело: лоб. Собственно, тоже пример одушевления природы. Ночные температуры упали, георгины не выдержали таких перепадов. «Дуновение мороза»: в этом олицетворении подчеркнута еще маломощность холодов. Увядшие цветы он называет погибшими, будто это живые существа. Царица-роза: этот сдвоенный эпитет – один из любимых в лирике поэта. Сама роза наделяется А. Фетом множеством значений. «Благоуханна и пышна»: эпитеты. В третьей строфе интонация приобретает особое напряжение. Первая строка этого четверостишия очень экспрессивна: назло, жестоким, злобе, испытаньям. Сам вид ее и трепет живого цветка – будто веянье не только весны, но и самой жизни, надежды, бессмертия, наконец. Как признавался сам поэт, в молодости он искал ту самую единственную идеальную возлюбленную. Нашел и, в том числе, по собственному малодушию, потерял. Начал сомневаться, будет ли благополучным брак двух людей, столь стесненных в материальных средствах. Причем, их не просто развела жизнь, их развела трагическая смерть М. Лазич. Уже умирая, она просила сохранить письма поэта к ней. Традиционно это стихотворение принято связывать еще и с ее памятью. Прошлое не отпускало А. Фета всю жизнь. Лексика возвышенная, временами устаревшая. Однако значения слов понятны в контексте всего произведения. Собственно, в письме к друзьям автор сообщал, что писал стихотворение по реальным событиям, свежим впечатлениям после перемены погоды.
Стареющий А. Фет в своей «Осенней розе» вновь поднимает тему памяти, страдания, вечного возрождения жизни. Впервые стихотворение было опубликовано в «Русском вестнике». Чуткие литературные критики усматривали в некоторых строках его глубокую тютчевскую ноту.