Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу,
Рабы, как я, мне прирожденных числ,
Но лишь взгляну на огненную книгу,
Не численный я в ней читаю смысл.
В венцах, лучах, алмазах, как калифы,
Излишние средь жалких нужд земных,
Незыблемой мечты иероглифы,
Вы говорите: «Вечность — мы, ты — миг.
Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился беззакатный день.
Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где все темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло».
Анализ стихотворения «Среди звёзд» Фета
Произведение «Среди звезд» Афанасия Афанасьевича Фета – диалог человеческого духа со звездным небом.
Стихотворение написано в ноябре 1876 года. Несколько лет назад восторжествовала долгожданная справедливость: поэту вернули право пользоваться фамилией отца, дворянство. Крепкий хозяйственник, он возделывает свое имение в Степановке, состоит мировым судьей, вместе с женой заботится о приемных детях. В жанровом отношении – элегия, философская лирика, 4 строфы с перекрестной рифмовкой. С юности поэт обращал свой взор к звездам, частенько появляются они и в его стихах. Прилежный читатель И. Канта, в эти годы он переводит философские работы А. Шопенгауэра. И в первой строфе поэт именно ему и вторит: «рабы прирожденных числ». То есть, звезды – лишь физическое явление, совокупность признаков и функций. Таков же, в сущности, и человек. Однако поэтическая натура автора противится такому взгляду на Вселенную. Ее торжествующая красота царит над «жалкими нуждами земли». Взгляд звезд на человека сверху вниз, он прах, они же – вечны. Впрочем, это превосходство не подавляет человека, напротив, он чувствует, что звезды самим фактом своего существования на его стороне, и обещают людям в будущем «беззакатный день». Здесь, видимо, отсылка к Библии и Царству Небесному, в котором ночи уже не будет. «Нам нет числа»: перекличка со строчкой М. Ломоносова («звездам числа нет»). В финальном четверостишии монолог звезд продолжается. Земля и все дела на ней кажутся поэту темными, скудными и лишь обращение к небесам дарует ему и надежду, и силы, и источник вдохновения. Лексика стиха возвышенная, частично устаревшая (в рифме «калифы-иероглифы» еще и устаревшее ударение), эпитеты (огненную книгу, незыблемой мечты, сумрак непроглядный). Сравнения (как калифы, рабы, как я), звукопись, перечисления, повторы слов. Метафоры (в венцах, алмазах, думы догоняешь тень). Стих построен на противопоставлении. Несколько отрицаний, в том числе, в приставках слов (не численный, незыблемой, непроглядный, беззакатный). Калиф – султан, иероглиф, в данном случае, египетское письмо. Интонация стиха в целом безотрадная, если у звезд есть величие, то у человека, кажется лирическому герою, его нет. Земная жизнь его томит, он разочарован в себе, людях и мечтах.
Стихи «Среди звезд» А. Фета впервые появились на страницах его сборника «Вечерние огни».