Александр Блок — На весеннем пути в теремок: Стих

На весеннем пути в теремок
Перелетный вспорхнул ветерок,
Прозвенел золотой голосок.

Постояла она у крыльца,
Поискала дверного кольца,
И поднять не посмела лица.

И ушла в синеватую даль,
Где дымилась весенняя таль,
Где кружилась над лесом печаль.

Там — в березовом дальнем кругу —
Старикашка сгибал из березы дугу
И приметил ее на лугу.

Закричал и запрыгал на пне:
«Ты, красавица, верно, ко мне!
Стосковалась в своей тишине!»

За корявые пальцы взялась,
С бородою зеленой сплелась
И с туманом лесным поднялась.

Так тоскуют они об одном,
Так летают они вечерком,
Так венчалась весна с колдуном.

Анализ стихотворения «На весеннем пути в теремок» Блока

Произведение Александра Александровича Блока «На весеннем пути в теремок» впервые было опубликовано в журнале «Весы».

Стихотворение написано весной 1905 года. В эту пору автору его 25 лет, он студент университета, женат, зарабатывает, в основном, литературной критикой. Прошлогодняя поездка с супругой в Москву вызвала в нем отвращение к петербургским литературным кругам, колеблется он и в отношении своих политических взглядов. По жанру – пейзажная лирика пантеистического толка, по размеру – трехсложник, рифмуются все строки каждого трехстишия (терцеты). В основе стихотворения – впечатления от прогулок поэта в апрельском лесу. Лирическая героиня – весна (олицетворение). Она направляется в теремок из русских сказок, сопровождаемая порхающим ветерком. А вот войти в дом так и не решается. Манит ее простор, дикая воля, непроходимая чаща. «Дверного кольца»: чтобы стуком оповестить о своем приходе и, потянув за кольцо, шагнуть внутрь. Стихи глагольны, большинство строк начинается как раз с глаголов (значительная часть из них – приставочные, придающие лексике особую живость), они выстраиваются в поток перечислительных градаций. Соответственно, множество инверсий, нарушения порядка слов в предложении. В середине повествования показывается деловитый старикашка. Пренебрежительный суффикс как бы уговаривает читателя не бояться существа, сгибающего в дугу целую березу. Кого только не встретишь в естественных условиях, под корягами и на пнях. Ведет себя старик как молодой, кричит, прыгает, зовет красавицу к себе. Кажется, он догадался, что героиня явилась испить дурманящего зелья и забыться в полете. Из предпоследней строфы становится ясно, что старик – разновидность лешего: корявые, сучковатые пальцы, зеленая борода. Оба они взметываются с земли «лесным туманом». Анафора: так. В финале объясняется диковинное видение: свадьба весны и колдуна. Поэт чувствует зависть к этой хаотической, причудливой, булькающей болотами, жизнью. Ее формы изменчивы, похожи на миражи, порождены первобытным хаосом. А. Блок в тот период искал родства со стихиями, миром земной мистики, радовался приливу эмоций на природе (а ведь в городе ему порой казалось, что подобные ощущения умерли для него). Собственно, теми же путями в те годы шел и, к примеру, К. Бальмонт. Языческое мировосприятие в символизме частенько выступает в качестве жизнеутверждающего начала.

Композитор Г. Свиридов положил на музыку стихи А. Блока «На весеннем пути в теремок».

Добавить комментарий