Я считал слонов и в нечет и в чет,
И все-таки я не уснул,
И тут явился ко мне мой черт,
И уселся верхом на стул.
И сказал мой черт: — Ну, как, старина,
Ну, как же мы порешим?
Подпишем союз, и айда в стремена,
И еще чуток погрешим!
И ты можешь лгать, и можешь блудить,
И друзей предавать гуртом!
А то, что придется потом платить,
Так ведь это ж, пойми, потом!
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, — потом!
Но зато ты узнаешь, как сладок грех
Этой горькой порой седин.
И что счастье не в том, что один за всех,
А в том, что все — как один!
И ты поймешь, что нет над тобой суда,
Нет проклятия прошлых лет,
Когда вместе со всеми ты скажешь — да!
И вместе со всеми — нет!
И ты будешь волков на земле плодить,
И учить их вилять хвостом!
А то, что придется потом платить,
Так ведь это ж, пойми, — потом!
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, — потом!
И что душа? — Прошлогодний снег!
А глядишь — пронесет и так!
В наш атомный век, в наш каменный век,
На совесть цена пятак!
И кому оно нужно, это добро,
Если всем дорога — в золу…
Так давай же, бери, старина, перо
И вот здесь распишись, в углу!
Тут черт потрогал мизинцем бровь…
И придвинул ко мне флакон…
И я спросил его: — Это кровь?
— Чернила, — ответил он…
Аллилуя, аллилуя
— Чернила, — ответил он.
Анализ стихотворения «Еще раз о черте» Галича
Стихотворение относится к 1969 году. Это трудный год для поэта, прозаика, драматурга. За выход книги стихов за рубежом поэта и исполнителя песен исключили из Союза писателей, запретили его творчество. Пережил он и инфаркт. Тема песни: виновны не только те, кто убивает, но и те, кто молчит или одобряет. Можно ли считать себя человеком после такого? Так было в советское время, так будет всегда. Смысл песни вечен. Остается добавить, что Галич был христианин. Лирический герой: сам автор.
У героя неспокойно на душе, не спится. «Явился мой черт»: враг, который искушает каждого. Чтобы человек споткнулся, струсил, сподличал. Погубил других и себя. Есть здесь и отсылка к «Фаусту» Гете. «Мой»: перекличка с «Моцарт и Сальери» Пушкина, где Моцарт говорит «мой черный человек», с «Черным человеком» Есенина. Уже после Галича Высоцкий напишет «Мой черный человек в костюме сером». Обличитель и двойник, и тоже враг. «Старина»: обращение означает, что они друг друга хорошо знают. Черт предлагает заключить договор о продаже души. Взамен герой сможет безнаказанно лгать и предавать. «Вместе со всеми ты скажешь – да»: то есть, твоей личной вины как будто нет. А Бог, может, и не накажет. Проглядит. В любом случае, расплата нескоро.
«Будешь волков плодить»: детей, новое поколение, которое научишь лгать. «Все – как один»: толпой предавать не так страшно. Кощунственный возглас «Аллилуйя» от черта. К нему будто присоединяется все человечество: аллилуйя, можно все! Бог потерпит. И душа «прошлогодний снег» (что-то ненужное, устаревшее), и совести цена пятак, не больше. Но если это смешные вещи в наш век, зачем они черту? И почему так живуч «устаревший» черт? Он предлагает скрепить договор не кровью, как в старину, а чернилами. Ведь в наш век предают «чернилами», доносами. Впрочем, черт лжец. Возможно, во флаконе кровь.
Среди выразительных средств стиха есть эпитеты (горькой порой, атомный век), многосоюзие, перечисления, повторы, метафора (сладок грех), риторические обращения, вопросы и восклицания, парентеза (вводные слова), диалог героев, лексика просторечная и возвышенная, местами церковная, умолчания, рефрен (так ведь это ж, пойми, потом).