Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева
Александр Андреевич Прокофьев — советский поэт, журналист, автор песен. Его «Аленушка» — дань восхищения мастерству кисти художника Виктора Михайловича Васнецова, создавшего одноименную картину.
Стихотворение написано в годы Великой Отечественной войны. Поэту в эту пору за сорок, он фронтовой корреспондент. К этому времени он уже дебютировал как поэт. Позади учеба в учительском институте, работах в органах госбезопасности. По жанру — пейзажная лирика, по размеру — хорей с перекрестной рифмой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, есть неточные, мужские и женские. Лирический герой — любой человек, хоть однажды видевший картину В. Васнецова «Аленушка».
А. Прокофьев здесь выступает в роли художника. Тончайшими мазками словесной живописи он представляет на суд читателя эту картину, свое впечатление от нее. Кажется, что даже слепой — и тот сумел бы словно воочию увидит и пруд «в зеленой ряске», простой венок, и дурман с багульником, и щедрость солнца, рисующего «золотые обручи» на воде. Поэт с любовью дополняет образ девушки авторскими деталями: тополиный пух на синем платье, венок из гвоздик и лилий. А. Прокофьев подчеркивает сказочность происходящего. В ход идет даже оценочная гипербола: нет его красивей. В самом деле, есть ли венок краше, чем этот, с красными гвоздиками и белыми лилиями?..
Чувствуется, что поэт стремится передать умиротворение, гармонию образа девушки у пруда, он будто не замечает пронзительную меланхоличность, которую вложил в этот образ сам В. Васнецов. «Милая Аленушка»: война корректирует замысел художника, теперь эта неоднозначная картина вызывает лишь отрадные чувства. Настрой автора явственно патриотический. Интонация повествовательная, описательная, без напористой экспрессии. Цветопись стихотворения яркая, чистая: зеленый, красный, белый, синий, золотой. Оксюморон прямиком из устного народного творчества: мертвая вода. Эпитеты: солнце щедро, врываясь буйно. Повторы: тополиный пух с тополиных рощ, берегу, берега, заглохший. Олицетворения: трава знать не хочет, солнце кладет, тропинка ведет, пух прилетел. Метафора: золотые обручи (круги на воде). Звукопись: в ней тростник качается, шумит. Есть еще одно живое существо у пруда: кукушка. Сравнение: как в сказке.
В годы войны А. Прокофьев создает трепетное стихотворение «Аленушка», проникнутое фольклорной традицией, связью с исторической Россией.