О вы, которые с язвительным упреком,
Считая мрачное безверие пороком,
Бежите в ужасе того, кто с первых лет
Безумно погасил отрадный сердцу свет;
Смирите гордости жестокой исступленье:
Имеет он права на ваше снисхожденье,
На слезы жалости; внемлите брата стон,
Несчастный не злодей, собою страждет он.
Кто в мире усладит души его мученья?
Увы! он первого лишился утешенья!
Взгляните на него — не там, где каждый день
Тщеславие на всех наводит ложну тень,
Но в тишине семьи, под кровлею родною,
В беседе с дружеством иль темною мечтою.
Найдете там его, где илистый ручей
Проходит медленно среди нагих полей;
Где сосен вековых таинственные сени,
Шумя, на влажный мох склонили вечны тени,
Взгляните — — бродит он с увядшею душой,
Своей ужасною томимый пустотой,
То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
Настигнет ли его глухих судеб удар,
Отъемлется ли вдруг минутный счастья дар,
В любви ли, в дружестве обнимет он измену
И.их почувствует обманчивую цену:
Лишенный всех опор отпадший веры сын
Уж видит с ужасом, что в свете он один,
И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира…
Несчастия, страстей и немощей сыны,
Мы все на страшный гроб родясь осуждены.
Всечасно бренных уз готово разрушенье;
Наш век — неверный день, всечасное волненье.
Когда, холодной тьмой объемля грозно нас,
Завесу вечности колеблет смертный час,
Ужасно чувствовать слезы последней муку —
И с миром начинать безвестную разлуку!
Тогда, беседуя с отвязанной душой,
О вера, ты стоишь у двери гробовой,
Ты ночь могильную ей тихо освещаешь,
И ободренную с надеждой отпускаешь…
Но, други! пережить ужаснее друзей!
Лишь вера в тишине отрадою своей
Живит унывший дух и сердца ожиданье.
«Настанет! — говорит,— назначено свиданье!»
А он (слепой мудрец!), при гробе стонет он,
С усладой бытия несчастный разлучен,.
Надежды сладкого не внемлет он привета,
Подходит к гробу он, взывает… нет ответа!
Видали ль вы его в безмолвных тех местах,
Где кровных и друзей священный тлеет прах?
Видали ль вы его над хладною могилой,
Где нежной Делии таится пепел милый?
К почившим позванный вечерней тишиной,
К кресту приникнул он бесчувственной главой,
Стенанья изредка глухие раздаются,
Он плачет — но не те потоки слез лиются,
Которы сладостны для страждущих очей
И сердцу дороги свободою своей,
Но слез отчаянья, но слез ожесточенья.
В молчанье уя^аса, в безумстве исступленья,
Дрожит, и между тем под сенью темных ив,
У гроба матери колена преклонив,
Там дева юная в печали безмятежной
Возводит к небу взор болезненный и нежный,
Одна, туманною луной озарена,
Как ангел горести является она;
Вздыхает медленно, могилу обнимает —
Все тихо вкруг его, а кажется, внимает,
Несчастный на нее в безмолвии глядит,
Качает головой, трепещет и бежит,
Спешит он далее, но вслед унынье бродит.
Во храм ли вышнего с толпой он молча входит,
Там умножает лишь тоску души своей.
При пышном торжестве старинных алтарей,
При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,
Тревожится его безверия мученье.
Он бога тайного нигде, нигде не зрит,
С померкшею душой святыне предстоит,
Холодный ко всему и чуждый к умиленью,
С досадой тихому внимает он моленью.
«Счастливцы! —мыслит он,— почто не можно мне
Страстей бунтующих в смиренной тишине,
Забыв о разуме и немощном и строгом,
С одной лишь верою повергнуться пред богом!»
Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено
Ему блаженство знать! Безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы.
И что зовет его в пустыне гробовой —
Кто ведает? но там лишь видит он покой.
Анализ стихотворения «Безверие» Пушкина
Период учебы в Лицее повлиял на мировоззрение Александра Сергеевича Пушкина. Поиск веры, муки безверия становятся темами его произведений.
Стихотворение написано в начале 1817 года. Его автору в эту пору почти 18 лет, он держит экзамен по российской словесности в Лицее. Темой своего сочинения он избирает скандальный в те годы атеизм. По жанру — смесь элегии и оды, по размеру – ямб со смежной рифмовкой, 7 неодинаковых строф. Интонация высокопарная, горестная. Такая же и лексика. Россыпь восклицаний и вопросов. Лирический герой – неверующий человек. Скорее всего, весьма молодой, как и автор произведения. Начинает он с упрека. Не своему герою, а горделивым верующим людям: внемлите брата стон. Он «несчастный, а не злодей». Он лишен главного для всякого человека утешенья. Затем читатель видит, что безверие гонит героя прочь из родного дома, от уюта, хлопот и смеха, даже от друзей – в чащу леса. Но и на лоне природы его «ум ищет Божества, а сердце не находит». Собственно, это самый известный афоризм этого стихотворения. Судеб удар, измена – но для него надежды нет. В следующей части герой размышляет о бессмертии души и встрече умерших в ином мире. Так живут те, кому вера стала основанием жизни. Герою же – «нет ответа!» Далее поэт ведет читателя на кладбище, где потерянный атеист с ужасом и в унынье бродит, плачет у креста своей умершей возлюбленной. И завидует «печали безмятежной» девы на могиле матери. Наконец, входит он в храм. Но и там он – «холодный ко всему». Его влечет «пустыня гробовая», чтоб упокоиться и все забыть. Однако некоторые строки выдают двойное дно этого произведения. Например, «слепой мудрец» или «забыв о разуме». Невольно получается, что верующие немножечко слепцы и живут лишь велениями сердца. Итак, выходит, романтический герой мужественно смотрит в лицо правде, в отличие от нерассуждающей толпы. Подобные темы А. Пушкин неоднократно поднимал и впоследствии. Собственно, в том числе, уроки «чистого афеизма», которые он брал у одного английского доктора, несколько лет спустя окажутся причиной его отстранения от службы. Инверсия: страждет он, видит он. Эпитеты: ложну тень, минутный дар, смиренной тишине. Метафора: увядшею душой, сердца крик. Множество строк с перечислительной градацией. Анафора: напрасно. Аллегория: страстей и немощей сыны. Сравнение: как ангел.
Впервые юношеское «Безверие» А. Пушкина было опубликовано В. Жуковским, определенным им себе в душеприказчики.