Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..
Анализ стихотворения «Дорожные жалобы» Пушкина
Произведение «Дорожные жалобы» Александра Сергеевича Пушкина задумывалось поэтом для цикла «Стихов, сочиненных во время путешествия».
Стихотворение написано в октябре 1829 года. Его автору в эту пору исполнилось 30 лет, он решил остепениться, обзавестись семьей, но получил отказ родителей своей избранницы. Разочарование толкает его в действующую армию на Кавказ, затем он также собирается ехать в Европу. Вообще, быт поэта отличался неустроенностью, он часто жил то у одного, то у другого друга, останавливался в гостиницах, все время, по сути, был в пути. Ссылка в Михайловское парадоксальным образом привила ему вкус к домашней жизни, собственному дому. По жанру – послание к друзьям, жалоба, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой, 8 строф, рифмы открытые, закрытые, женские и мужские. Композиция кольцевая. Лирический герой – сам автор. «Гулять на свете»: в прямом и переносном смысле. Затем следует перечислительная градация, она же анафора, с приемом многосоюзия. Таким образом, автору удается передать движение, причем, по дороге явно ухабистой. Интонация нарочито ироническая, однако в ней чувствуется явная горечь. «Умереть Господь судил»: герой приуныл, страшится, что еще долго будет шататься, не имея родного очага. Наконец, с 3 строфы со злорадным удовольствием поэт бросает лирического героя «под копыта», «колесо», «в ров». Потом он вспоминает, что в пути можно пострадать не только от транспорта. И вот уже герою нездоровится, у него чума. «Иль мороз окостенит» так, что труп потом с трудом разогнут. «В лоб шлагбаум»: военные инвалиды часто назначались в охрану. Еще есть вариант отойти по нужде в лесу и нарваться на «нож злодея». Впрочем, вероятней всего околеть со скуки в каком-нибудь бесконечном карантине. В 6 строфе – крик отчаяния. Путешественник с тоской вспоминает «трюфли Яра» (ресторан), давясь «холодной телятиной». «О деревне, о невесте»: на насиженном месте и мечты степенные. В финале герой, поднявши воротник, охрипшим голосом кричит ямщику: ну, пошел же, погоняй! Лексика просторечная, образ дороги не романтизируется, обилие деталей житейского обихода. Инверсия: влепит инвалид. Усеченная форма глагола: попадуся. Эпитеты: голодной, наследственной, невольный. Фамильярное обращение к читателям «братцы». Несколько вопросов и восклицаний. «То ли дело»: анафора.
«Дорожные жалобы» А. Пушкина впервые были размещены в журнале «Северные цветы».