Александр Пушкин — Еще дуют холодные ветры: Стих

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Анализ стихотворения «Еще дуют холодные ветры» Пушкина

А. С. Пушкин в своих стихах учит чувствовать вкус и запах поэзии природы, поэзии родного русского народа. В его произведениях описано множество картин природы, и все они восхитительны, все прекрасны, все волнуют душу. Проанализируем одно из его творений — «Еще дуют холодные ветры».

История создания, какое место занимает стихотворение в творчестве

В конце 20х годов 19 века А. С. Пушкин писал стихи в народном ключе, народные по содержанию и стилистике. Ему все дороже становилась народное творчество. Именно в народности он видел основу свободного поэтического вдохновения, так как на пороге своего тридцатилетия ему стала противна столичная суета, и поэт искал уединения. В этом стихотворении Пушкин еще отрабатывал форму народного стиха, синтезируя народное и реалистичное.

Написано стихотворение было в 1828 году, но при жизни поэта его так и не опубликовали.

Жанр, тема, идея, основной мотив стихотворения

  1. Жанр — лирическая поэзия.
  2. Тема стихотворения — изображение величества природы, ее вечности и цикличности.
  3. Идея — показать красоту природы, переход от зимы к весне. С пробуждением природы после зимы пробуждается и духовность человека.
  4. Основной мотив — фольклорное настроение.

Художественные средства, эмоциональная окраска

«Еще дуют холодные ветры» относится к фольклорной поэзии. Для передачи фольклорного настроения автор использовал:

  • Бытовую повседневную лексику, употребляемую в народной речи. Например, краткие прилагательные в роли определения: утренни морозы, черемуха душиста.
  • Слова с уменьшительно-ласкательным значением (листочки).
  • Эпитеты, которые сливаются с основным словом (красная весна).
  • Строфы начинал в стиле народных баллад.

В произведении использованы разные приемы, для того чтобы читатель задумывался о каждом слове, а не прочитывал стихотворение скороговоркой:

  • инверсия — разбивка эпитетов существительным (чудное царство восковое);
  • обычный и обратный порядок слов (черемуха душиста);
  • повторы (скоро ли — скоро ль).

В таком коротком стихотворении поэт очень ярко и гармонично смог передать наступление весны. Прочитывая или прослушивая стих, читатель ощущает обилие и теплоту свежего весеннего воздуха. Этому способствуют ударные гласные а, о, у. Передают стремительный приход нового времени года и глаголы, которые употребляются в каждой строфе.

Композиция стихотворения

  1. Размер — трехстопный анапест.
  2. Стопа — трехсложная с ударением на 3-ем слоге.
  3. Строки — четырнадцатистишие.

Рифмы:

  • ветры-
  • морозы-
  • весенних-
  • цветочки-

Рифмовка — ABCD EFEG ABCB DBA

На протяжении почти 2х веков стихотворение пробуждает добрые чувства в человеке. Побуждает быть к природе внимательней, ведь человек и природа — единое целое.

Добавить комментарий