Настала осень; непогоды
Несутся в тучах от морей;
Угрюмеет лицо природы,
Не весел вид нагих полей;
Леса оделись синей тьмою,
Туман гуляет над землею
И омрачает свет очей.
Все умирает, охладело;
Пространство дали почернело;
Нахмурил брови белый день;
Дожди бессменные полились;
К людям в соседки поселились
Тоска и сон, хандра и лень.
Так точно немочь старца скучна;
Так точно тоже для меня
Всегда водяна и докучна
Глупца пустая болтовня.
Анализ стихотворения «Осень» Кольцова
Миниатюра «Осень» — зеркало настроения Алексея Васильевича Кольцова, хандры, вызванной «скучными звуками земли».
Стихотворение датируется ноябрем 1828 года. В эту пору молодой поэт едва начал публиковать свои стихи, прилежно занимается самообразованием, пытаясь восполнить недостаток систематического образования, интересуется философскими системами. Между тем, ему приходится вести торговые дела отца, который неодобрительно смотрел на литературные занятия сына. Жанр – пейзажная лирика, размер – ямбические стихи с перекрестной и сложной рифмовкой, строфы отсутствуют. Рифмы открытые, закрытые. Интонация и форма, непринужденность зарисовки почти пушкинские. Стихотворение похоже на экспромт, импровизацию на тему и обнаруживает уровень мастерства, которого в короткое время сумел достичь поэт. Итак, начинается описание с инверсии: настала осень. «Непогоды»: современному уху это слово привычней в единственном числе. И вновь инверсия с олицетворением: угрюмеет лицо. Эпитет: нагих полей. Метафора: оделись тьмою. Землю окутал сырой туман, создающий удушливое, томное настроение. Большой каскад перечислительных градаций. «Свет очей»: устаревшее слово (глаза). Природа похожа на холодеющий труп, дыхание отлетает от ее бескровных уст. Фразеологический оборот сталкивается с одушевлением: белый день нахмурил. Аллитерация безысходности нарастает. Чувствуется, что поэт намеренно создает монотонное повествование, властно захватывающее впечатлительного читателя. «Бессменные полились»: звукопись, передающая бесконечность холодных дождей. «В соседки»: целая дурная компания, лишающая жизнь всякой осмысленности и радости, селится поближе к человеческому жилью, чтобы благополучно перезимовать (тоска, сон, хандра, лень). Дальше идет сравнение окружающего мира с «немочью старца». Такие сравнения особенно хорошо делать в молодости. Символом скуки становится старческое брюзжанье и бессилие. Анафоры усиливают уныние строк (так точно). Стихи глагольны, хотя это и не создает особого динамизма в них. В финале поэт сообщает, что такое состояние для него лично сравнимо еще и с «болтовней глупца». Живого слова не услышишь от людей, которые сжились со сном и ленью. Заключительные строки несколько разбавляют мрачный пафос всего стихотворения.
Предзимье в природе и душе стало темой произведения А. Кольцова «Осень».