Я ничего и никому не должен.
Не должен клясться в верности стране
За то, что с ней до нищеты я дожил.
За то, что треть земли моей в огне.
Я ничего и никому не должен.
Мне «молодые волки» не указ.
Они, конечно, много нас моложе,
Но вовсе не талантливее нас.
И новый мир по старому ничтожен
Среди своих раздоров и корыт.
Я ничего и никому не должен,
Поскольку никогда не жил в кредит.
Анализ стихотворения «Я ничего и никому не должен» Дементьева
Произведение «Я ничего и никому не должен» Андрея Дмитриевича Дементьева – образец совмещения публицистики и лирики.
Стихотворение создано в 1992 году. Поэту исполнилось 64 года, он последний год возглавляет редакцию журнала «Юность», работе в котором отдал несколько десятков лет. Автор множества книг, известных песен, ведущий популярных телепередач. В жанровом отношении – манифест человека, который не желает жить по законам рынка, торговли. Рифмовка перекрестная, 3 строфы. Есть открытые и закрытые рифмы. Лирический герой – сам гневный автор. В композиции настойчиво звучит жесткий рефрен, ставший названием стиха. Поэт вначале говорит от своего имени, затем распространяет свой опыт и убеждения на других, в ком полностью уверен. Его позиция выработана временем и не поддается конъюнктурной корректировке. В этих строчках встает Россия 1990-х годов: клясться в верности стране. Государство, кажется, отказалось быть социальным, выжить мог только сильнейший и прагматичный. Советская творческая интеллигенция столкнулась с равнодушием издателей и даже читателей. Новое искусство властно вторгалось в жизнь и сферу развлечений. «До нищеты дожил»: невостребованность, отсутствие государственной поддержки, рост цен. Такой стране он не желает быть верным. «Треть земли в огне»: эти строчки можно понимать по-разному. Возможно, автор имеет в виду локальные военные конфликты в Приднестровье, Карабахе и события в Южной Осетии. «Молодые волки» (аллегория, иносказание) с предпринимательской хваткой нахально вытеснили старых кумиров. Поэт готов признать за ними право молодости, подчас не считающейся с другими, однако таланта, оправдывающего такие действия, он в них не видит. Местоимение «мы» в третьей строфе подчеркивает, что он не одинок в своих взглядах на современность. «Новый мир» оборачивается глиняными черепками вместо золота. Борьба среди «корыт» становится фарсом. Поставленный на грань выживания, поэт не спешит вдогонку за прогрессом, не запрыгивает в отходящий поезд. Если надо, он побудет и на обочине, ведь «никогда не жил в кредит». Это касается и чувств, и вдохновения и материальных нужд. В стихотворении много энергичных, часто двойных, отрицаний. Есть россыпь лексических повторов, анафора (за то), лексика разговорная, с вкраплением возвышенной.
«Я ничего и никому не должен» А. Дементьева – картинка российской действительности начала 1990-х годов.