Андрей Вознесенский — Ностальгия по настоящему: Стих

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.

Будто послушник хочет к господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.

Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.

Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.

Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.

Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.

Все из пластика, даже рубища.
Надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка…

И когда мне хохочет в рожу
идиотствующая мафия,
говорю: «Идиоты — в прошлом.
В настоящем рост понимания».

Хлещет черная вода из крана,
хлещет рыжая, настоявшаяся,
хлещет ржавая вода из крана.
Я дождусь — пойдет настоящая.

Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.

Анализ стихотворения «Ностальгия по настоящему» Вознесенского

Стихи «Ностальгия по настоящему» Андрея Андреевича Вознесенского – призыв жить не в воспоминаниях или миражах будущего, а здесь и сейчас.

Стихотворение относится к сборнику «Витражных дел мастер» 1976 года (за эту книгу автор получит впоследствии Государственную премию). В эту пору поэту исполнилось 43 года, он активно выступает как в СССР, так и в США и Европе, регулярно выходят его новые книги, кипит творческая работа с Театром на Таганке. В жанровом отношении – философская лирика, рифмовка перекрестная, есть и тавтологическая (из крана), и омофонная (подленькие – подлинника), в целом, много оригинальных неточных рифм. Стихи состоят из 10 строф. С первой же строки – отрицание. Поэт согласен остаться в одиночестве со своим мнением. В названии заключен оксюморон, более того, само понятие ностальгии обычно относят к тоске по Родине. Здесь же лирический герой измучился эрзацами, подделками, посредниками между собой и миром, временем, людьми. Во втором четверостишии сравнение, которое когда-то было трудно представить в советской поэзии: «послушник хочет к Господу». Герой хотел бы утолить жажду подлинной реальности. «Настоящее» ускользает, как песок сквозь пальцы. За условностями, правилами, гласными и негласными, за фасадом массовых ценностей, идей, мыслей для всех он пытается удержать неповторимый момент собственного бытия.

Он чувствует себя отверженным, заблудившимся, но еще помнит о нерасторжимой связи с «живой землей». Обретенная любовь не кружит голову, а сжимает сердце тревогой: «кто-то тебя отнимает», соблазняет суетой, толкает разменять золото чувств на глиняные черепки. «Не по искусству»: не по абстракции, фантазии. Готов отказаться от вымышленного мира ради уже существующего. «Тирады оступившегося товарища»: самооправдания человека, обличаемого совестью. И в такой момент герой за искаженным подобием ищет в чертах, быть может, уже бывшего друга, первообраз. «Из пластика рубища»: игра в жизнь, в убеждения во взятом напрокат реквизите. В этой строфе – умолчание, обрыв строки («а церковка»). Храм здесь – как якорь, маяк в житейском море суррогатов. Восьмой катрен – об «идиотах», которые и сами ничего не понимают, а еще берутся быть поводырями других. В предпоследнем четверостишии метафора: «пойдет настоящая» (беспримесная, утоляющая жажду). В финале оптимизм парадоксально соединяется с поражением: «да не застану». Эпитет: жесточайшую (еще и экспрессивный увеличительный суффикс в слове). Звукопись (аллитерация). Метафоричность, контрастность. Сравнение: как тайну. Анафоры (хлещет, будто), перечисления, ряд усиливающих эмоциональность тире, лексика разговорная, яркая.

Один из лейтмотивов лирики А. Вознесенского – обращение к размышлениям о ценностях истинных и ложных.

Добавить комментарий