Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!
Анализ стихотворения «Ласточки» Майкова
Аполлон Майков начал публиковать свои стихотворения, когда ему было всего 13 лет. К юному поэту долго не приходило осознание того, что он обладает уникальным талантом. Свои произведения он воспринимал с долей иронии, иногда даже насмехался над ними, так был уверен, что все это не серьезно. И только после поступления в университет Аполлон стал задумываться о том, что писательское дело — его призвание.
Наполненное трогательных мотивов стихотворение «Ласточка» было написано в 1856 году. Автор раскрывают вечную тему скоротечности жизни, а также то, что одному человеку не под силу изменить ход событий, и в любом случае исход будет один.
Такие негативные настрои обусловлены приходом осени, в частности видом осеннего сада. Майков страдает от осенней хандры и выразил свои переживания на листе бумаги. Он признается, что ему тяжело наблюдать за тем, как увядает природа до весенней поры.
Сам того не желая, Аполлон Майков обращает внимание на опустевшее ласточкино гнездо. Совсем недавно в нем жила пара ласточек с птенцами, а сейчас оно практически развалилось. На этом примере автор показывает быстротечность времени. Птенцы выросли и покинули дом вместе с родителями в поисках лучшего варианта для себя. Автор испытывает грусть, так как за короткое время их прибывания под крышей, он успел привязаться к птицам. В минуты печали поэту нравилось наблюдать за ними.
Лирический герой убежден, что сейчас птицы в теплых краях, где по-прежнему тепло и ярко светит палящее солнце, которое дарит радость и умиротворения. Именно этого и не хватает поэту, которому приходится наблюдать за приходом осени. Он мечтает о том, чтобы у него, словно у птицы, появились крылья, и он смог улететь далеко. Туда, где тепло и где нет места грусти. Майков понимает, что ему это не удастся, и природа не будет к нему так благосклонна, как к птицам, которым все же удалось найти счастье на чужой земле. И именно осознание собственного бессилия становится причиной грусти и апатии, которые Аполлон не в силах преодолеть.
В своем произведении поэт отказался от сложный конструкций, сделав его максимально простым и нежным. Стихотворение ориентировано на каждого, оно доступно как для взрослых, так и для детей.
Автор широко использует художественные приемы, позволяющие сделать стихотворение более выразительным. Можно заметить эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимии и даже синекдоху.