Ослепляя блеском,
Вечерело в семь.
С улиц к занавескам
Подступала темь.
Люди — манекены,
Только страсть с тоской
Водит по Вселенной
Шарящей рукой.
Сердце под ладонью
Дрожью выдает
Бегство и погоню,
Трепет и полет.
Чувству на свободе
Вольно налегке,
Точно рвет поводья
Лошадь в мундштуке.
Анализ стихотворения «Нежность» Пастернака
Любовная лирика Бориса Леонидовича Пастернака многозначна и метафорична. «Нежность» посвящена его первой жене.
Стихотворение написано в 1928 году. Его автору — 38 лет, и это короткое время, когда советская власть принимает его творчество снисходительно, почти благосклонно. Он женат на художнице Евгении Лурье, в семье растет сын. Колкая на словах, сторонница совместного ведения хозяйства без каких-либо исключений, чуть ревнивая к его успеху, жена невольно создавала напряжение в их отношениях. Бытовая неустроенность делала обстановку еще нервознее. Оставалось всего несколько лет до того момента, как этот брак будет разрушен. И сделает это сам Б. Пастернак. Он ждал от нее не только само собой разумеющейся верности, но и веры — в него, в его искусство. Естественность и взаимопонимание — вот что казалось ему основой доверительных отношений. Образ первой встречи, бережно хранимый поэтом, берег этот брак. Впрочем, после разрыва они продолжали вести переписку друг с другом, и в одном из писем Е. Лурье признавалась, сколь дорога ей жизнь и судьба Б. Пастернака.
Безличные синтаксические конструкции акцентируют внимание читателя не на действии, а на состоянии, которое они вызывают: ослепляя, вечерело. «Свободе вольно», по сути, тавтология. «Чувству на свободе» — лирический герой свободен не внешне, а внутренне. Возможно, есть тут и некая горькая ирония, герой знает, что и за движениями его души идет своеобразная слежка, идет незримое противостояние двух воль: его и ее. «Страсть с тоскою» ищет себе новых жертв, вся Вселенная, по мысли поэта, в ее невидимых сетях. Бытовая зарисовка несколькими штрихами рисует город: с улиц к занавескам, вечерело в семь.
Мундштук — часть конской упряжи. Эта деталь весьма болезненна для лошади, учит ее безусловной покорности через боль. А в неопытных руках и вовсе становится пыткой. «Рвет поводья»: понукаемая властным всадником, вне себя от боли, лошадь пытается его сбросить, встает на дыбы, но избавиться не может. Олицетворения: подступала темь, страсть водит рукой. Сравнения: люди — манекены, чувство, точно лошадь. Ритм задыхающийся. «Бегство, погоня, трепет, полет» — пожалуй, квинтэссенция ощущений поэта от этих отношений.
Творчество Б. Пастернака — явление в отечественной поэзии первой половина XX века. Умение сочетать экспрессию с выверенной формой, глубину содержания и психологизм характерно и для стихотворения 1928 года «Нежность».