С порога смотрит человек,
Не узнавая дома.
Ее отъезд был как побег.
Везде следы разгрома.
Повсюду в комнатах хаос.
Он меры разоренья
Не замечает из-за слез
И приступа мигрени.
В ушах с утра какой-то шум.
Он в памяти иль грезит?
И почему ему на ум
Все мысль о море лезет?
Когда сквозь иней на окне
Не видно света божья,
Безвыходность тоски вдвойне
С пустыней моря схожа.
Она была так дорога
Ему чертой любою,
Как моря близки берега
Всей линией прибоя.
Как затопляет камыши
Волненье после шторма,
Ушли на дно его души
Ее черты и формы.
В года мытарств, во времена
Немыслимого быта
Она волной судьбы со дна
Была к нему прибита.
Среди препятствий без числа,
Опасности минуя,
Волна несла ее, несла
И пригнала вплотную.
И вот теперь ее отъезд,
Насильственный, быть может!
Разлука их обоих съест,
Тоска с костями сгложет.
И человек глядит кругом:
Она в момент ухода
Все выворотила вверх дном
Из ящиков комода.
Он бродит и до темноты
Укладывает в ящик
Раскиданные лоскуты
И выкройки образчик.
И, наколовшись об шитье
С не вынутой иголкой,
Внезапно видит всю ее
И плачет втихомолку.
Анализ стихотворения «Разлука» Пастернака
Борис Леонидович Пастернак в роман «Доктор Живаго» помещает стихотворение «Разлука». Темы утраченной любви, непреодолимой силы обстоятельств встают в этом щемящем произведении.
Стихотворение написано в 1953 году. Его автору 63 года, он недавно вернулся из санатория, где был для реабилитации после инфаркта, поселился на даче в Переделкино. В это же год весной вышла из заключения последняя любовь поэта — Ольга Ивинская. В лагерь она попала из-за близости к кругу опального Б. Пастернака. Он считал своим долгом поддержать ее, найти работу, присмотрел для нее жилье недалеко от дачи. В это время он работает над романом «Доктор Живаго». Лирический герой стихотворения — именно Юрий Живаго. Много раз судьба сводила его с любимой женщиной, Ларой, но в итоге окончательно развела в годы Гражданской войны в России.
По жанру — любовная лирика, размер — разностопный ямб с перекрестной рифмой, 12 строф. Герои — «человек» и «она». Юрий Живаго словно видит всю картину со стороны. Но даже не зная контекста, читатель разделяет растерянность раздавленного несчастьем человека. «Дом» — больше не дом, а помещение. Они укрывались в нем от мира, а потом он решил спасти ее, а она согласилась. Оба знали, что это конец. Догадывались, что ошибка. Но изменить ничего уже нельзя — поспешный, скомканный отъезд без прощания да череда воспоминаний — все, что теперь есть у героя. Несколько вопросов, жалобное восклицание: насильственный, быть может! (Намек на чекистов, которые могли организовать свой «отъезд»).
Сбитый столку, враз постаревший, даже поглупевший, он беспомощно топчется на месте, оглядывая оставшиеся немногие вещи, вдруг ставшие мертвыми, равнодушными. Мелких, бытовых деталей так много, что читатель почти видит картину «разгрома», «хаоса»: лоскуты, ящики комода, выкройки. Поэт даже упоминает неотвязный поток мыслей в голове героя, в котором мелькает образ «пустыни моря». Шитье — мирное женское занятье — брошено, иголка вонзается ему в руку. И внезапно встает перед глазами Юрия силуэт любимой женщины, склонившейся над шитьем. «Разлука их обоих съест, тоска с костями сгложет»: необычные олицетворения усиливают «безысходность». Она ушла, но осталась с ним на «дне его души». Человек вспоминает какие-то фрагменты, обрывки фраз, атмосферу их встреч и расставаний, и с каждым часом она становится ему все дороже и дороже. Наконец, он плачет, но «втихомолку» — уже привык прятаться и прятать свои чувства.
Стихотворение «Разлука» — образец любовной лирики Б. Пастернака, подаренной им роману «Доктор Живаго».