Стояли как перед витриной,
Почти запрудив тротуар.
Носилки втолкнули в машину.
В кабину вскочил санитар.
И скорая помощь, минуя
Панели, подъезды, зевак,
Сумятицу улиц ночную,
Нырнула огнями во мрак.
Милиция, улицы, лица
Мелькали в свету фонаря.
Покачивалась фельдшерица
Со склянкою нашатыря.
Шел дождь, и в приемном покое
Уныло шумел водосток,
Меж тем как строка за строкою
Марали опросный листок.
Его положили у входа.
Все в корпусе было полно.
Разило парами иода,
И с улицы дуло в окно.
Окно обнимало квадратом
Часть сада и неба клочок.
К палатам, полам и халатам
Присматривался новичок.
Как вдруг из расспросов сиделки,
Покачивавшей головой,
Он понял, что из переделки
Едва ли он выйдет живой.
Тогда он взглянул благодарно
В окно, за которым стена
Была точно искрой пожарной
Из города озарена.
Там в зареве рдела застава,
И, в отсвете города, клен
Отвешивал веткой корявой
Больному прощальный поклон.
«О господи, как совершенны
Дела твои,— думал больной,—
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя.
Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.
Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».
Анализ стихотворения «В больнице» Пастернака
Произведение Бориса Леонидовича Пастернака «В больнице» включено в последний сборник поэта «Когда разгуляется».
Стихотворение написано в 1956 году. Положенные в его основу события состоялись осенью 1952 года. Его автору исполнилось 62 года. Жена уговорила его, наконец, поставить зубной протез. Процедура прошла неудачно, началась боль, присоединилась невозможность есть. В какой-то момент он просто потерял сознание. С подозрением на инфаркт, скорая помощь привезла поэта в больницу. По жанру – религиозная лирика, по размеру – трехстопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 13 строф. Лирический герой – автор. Рифмы открытые и закрытые. С головокружительной точностью умирающий человек фиксирует детали происходящего. Герой совершенно беспомощен: стояли, как перед витриной. Его везут под звуки сирены через весь город, «сумятицу улиц ночную». Он не столько смотрит в окно, сколько по привычке узнает места: милиция, улицы, лица в свету фонаря. «Шел дождь»: совершается катастрофа, уход человека из жизни, а мир все такой же будничный. «Марали опросный листок»: нужно было рассказывать о себе паспортными данными.
Положили Б. Пастернака в проходе коридора. «Присматривался новичок»: привыкал к новому положению, к немощи, к казенной палате, чужим людям, которые вроде бы должны спасти. «Едва ли он выйдет живой»: старенькая опытная сиделка невольно выдала всю серьезность ситуации. Сколько она таких случаев перевидала. «Тогда он взглянул благодарно»: но прощается он не с природой, вещами, даже людьми – нет, в эти часы он славит Бога. Не за удачи, и даже неудачи своей жизни, а за то, что Бог есть, и он чувствует эту непостижимую поддержку, силу и смысл во всем существующем и происходящем. Радостно забыть о себе, принять смерть – как переход. «Волнения слезы мешают мне видеть Тебя»: сладостное покаяние, ощущение себя ребенком в руках отца. Умирающему не страшно, он полностью доверился Богу. Не томит его и тревога об оставляемых близких – все будет хорошо, устроится. И на творчестве своем он торжественно ставит точку. Он молится, его душа поет гимны. И будничный мир украдкой провожает его своим мнимым равнодушием. Эпитеты: неярком, бесценным. Олицетворения: нырнула, обнимало, отвешивал. Прямая речь, обращение к Богу. Сравнение: как изделье, как перстень. Инверсия: покачивалась фельдшерица, шумел водосток.
Во время напряженной работы над романом «Доктор Живаго» Б. Пастернак попал в больницу с инфарктом. Позднее он создаст по впечатлениям тех событий высокую религиозную лирику «В больнице».