Простите пехоте,
что так неразумна бывает она:
всегда мы уходим,
когда над Землею бушует весна.
И шагом неверным
по лестничке шаткой
спасения нет.
Лишь белые вербы,
как белые сестры глядят тебе вслед.
Не верьте погоде,
когда затяжные дожди она льет.
Не верьте пехоте,
когда она бравые песни поет.
Не верьте, не верьте,
когда по садам закричат соловьи:
у жизни и смерти
еще не окончены счеты свои.
Нас время учило:
живи по-походному, дверь отворя..
Товарищ мужчина,
а все же заманчива доля твоя:
весь век ты в походе,
и только одно отрывает от сна:
куда ж мы уходим,
когда над землею бушует весна?
Анализ стихотворения «Песенка о пехоте» Окуджавы
Булат Шалвович Окуджава, участник войны, в «Песенке о пехоте» вспоминает тех, кто погиб, защищая Родину.
Стихотворение написано примерно в 1961 году. Его автору в этот момент исполнилось 37 лет, он недавно приобрел известность своими песнями, и даже выступил на первом авторском концерте. Кроме того, после реабилитации своих несправедливо обвиненных близких, поэт даже вступил в партию. По жанру – военная лирика, рифмовка перекрестная, стихотворение состоит из 3 строф. Лирический герой – сам автор, впрочем, говорит он не только от своего имени (отсюда местоимение «мы»). Ни одного восклицания, лишь один риторический вопрос в конце. Сам поэт – участник Великой Отечественной войны, минометчик, радист, неоднократно награжден за службу. После ранения здоровье его было подорвано, он оставил действующую армию весной 1944 года. «Простите пехоте»: все стихотворение – своеобразный гимн самоотверженности пехоты. Герой просит прощенья за то, что «всегда мы уходим». Особенно остро потеря ощущается весной. Бойцы идут, порой «неверным шагом», понимая, что на верную гибель, и все же нет времени на раздумья. «Лестничка шаткая»: образ близости и будничности смерти на войне. «Вербы, как сестры»: сравнение. Иногда в последний путь солдат провожает лишь природа. «Не верьте погоде»: солнце еще выглянет. И вновь рефрен о пехоте: бравые песни поет. Война еще не окончена, веселая песня – лишь призрак мирной жизни. С болью поэт просит не верить и заливистым соловьям в саду: у жизни и смерти счеты еще не сведены. В заключительной строфе поэт подытоживает: нас время учило. Нужно быть готовым ко всему. «Живи по-походному»: не обживайся слишком на земле. «Товарищ мужчина»: с этого обращения начинается маленькая ода, благодарность, низкий поклон: заманчива доля твоя. Б. Окуджава и сам прошел путем солдата, путем мужчины. «Весь век ты в походе»: сражения бывают не только на войне. «Одно отрывает от сна»: закрутившись в суете, люди только перед лицом смерти задумываются о пройденном пути, переоценивают приоритеты. «Куда ж мы уходим?» Композиция приобретает форму кольца, в финале возвращаясь к темам и образам начала стихотворения. В сущности, здесь поэт уже вспоминает ушедших однополчан, пролетевшее время, пролетающую жизнь. Человек отправляется в вечный поход, но дело его не забыто, не забыт и подвиг.
Военная лирика – важнейшая часть творчества Б. Окуджавы. Сам он считал, что родился как поэт именно в годы войны.