Однажды по дорожке
Я шел к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки
Сидят ко мне спиной.
Я крикнул:- Эй, вы, кошки!
Пойдемте-ка со мной,
Пойдемте по дорожке,
Пойдемте-ка домой.
Скорей пойдемте, кошки,
А я вам на обед
Из лука и картошки
Устрою винегрет.
— Ах, нет!- сказали кошки.-
Останемся мы тут!
Уселись на дорожке
И дальше не идут.
Анализ стихотворения «Кошки» Хармса
Как ни странно, у капризных, на первый взгляд, «Кошек» Даниила Хармса есть грустный автобиографический смысл.
Стихотворение создано в 1937 году. Год, в котором было мало веселого в стране советской. В том числе, и для Хармса. Он боится писать стихи, чтобы не навлечь на себя неприятностей. К тому же настолько пал духом, что и не может их писать. Денег нет, работы тоже, долги, с женой разлад. Хармс сотрудничает с журналом «Чиж», сочиняя для него вроде бы безопасные детские стихи. Однако из-за публикации одного из них редакцию разгоняют. Он пишет о себе в дневнике: «Я живой труп». И создает ироничную историю про кошек. По жанру – юмористическая фантазия. Стих состоит из 4 строф (четверостиший) с перекрестной рифмовкой. Интересно, что рифмы то и дело повторяются. Это тоже сознательная игра.
Поэт знает, что детей захватывает сюжет, история, интрига, даже недосказанность. Так рождается нестандартность мышления. Его герой разговаривает с кошками, и в этом нет ничего особенного. Кто же из нас ни разу не говорил с кошкой?.. У животных Хармса есть характер. Они самостоятельны, неуступчивы, при этом прекрасно воспитанны. «Однажды»: отличное начало для сказки и случая из жизни. Герой идет домой обедать. И зовет кошек в гости. Но они почему-то отказываются. Причина в винегрете. Они такое не едят. Сам Хармс давно не так разборчив. Бывали дни, когда о винегрете он мог только мечтать. И писать о нем стихи. Ему непонятно, на что надеются упрямые кошки.
Как всегда у Хармса, вкратце сообщается рецепт кушанья. Чтобы ребенку стала понятней причина отказа. Герой стиха добрый чудак. Он бескорыстен, хочет дружить и помогать. Выразительные средства стиха: повторы слов (пойдемте-ка, дорожке), обращения, междометия (эй, ах), глагольность (для динамики стиха), эпитетов нет вообще (что типично для детского мышления, а значит, и поэзии для детей), диалог, словечко с уменьшительно-ласкательным суффиксом «дорожке», риторические восклицания, анафора, звукопись.
Даниил Хармс в своей поэзии ведет с ребенком не только словесную, но и смысловую игру, а в «Кошках» приглашает обсудить и додумать историю обеда его героя.