— Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!
— Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!
— А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных —
И не двадцать,
И не тридцать,-
Ровно сорок сыновей!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок,-
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы,-
Не как звери,
Не как рыбы,-
Точно ястребы летать!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы,-
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое —
Не тарелка,
Не лепешка,-
А большое колесо!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, тарелка,
Ну, лепешка,
Ну еще туда-сюда,
А уж если колесо —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метелкой,
Ну еще туда-сюда,
А с заряженным ружьем —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну еще туда-сюда,
А достать его руками —
Это
Просто
Ерунда!
Анализ стихотворения «Врун» Хармса
Детские произведения Даниила Хармса неразрывно связаны с массивом его «взрослых» текстов. Некоторые из них содержат вполне взрослый подтекст, облеченный в игровую форму.
Несмотря на то, что Хармс не любил детей, его детской и ранней взрослой поэзии свойственна кристально чистая простота и непосредственность, какую можно повстречать только у детей или редких взрослых, имеющих незамутненный детский взгляд на мир. На ниву детской литературы детоненавистник Хармс ступил благодаря Маршаку, разглядевшему в его стихах это особое видение мира.
Стихотворение «Врун», написанное в 1930 году, начинается со строк, в которых читателю представляется возбужденный ребенок, крайне заинтересованный в том, чтобы рассказать окружающим о чем-то очень важном. Вступление делает заявку на большой важности сообщения. Ребенок стремится привлечь внимание к своей персоне, особо не задумываясь над тем, что он хочет сказать. Это привлекает внимание читателя и создает комический эффект.
Отец, имеющий много сыновей, фигурирует и в некоторых других произведениях Хармса: текстах «Теперь я расскажу, как я родился…», «Воспитание». Возможно, это связано с отношениями Хармса со своим отцом, И. Ювачевым. Сам Даниил Хармс при этом не имел детей, однако испытывал инстинктивную потребность в родительской любви и выплескивал ее в своем отношении к собственным произведениям, лелея их, как многодетный отец лелеет своих сыновей.
Число 40 часто используется в фольклоре и сказках: например, в «Али-баба и 40 разбойников», «Царь Никита и 40 его дочерей» (Пушкин), «Робин Бобин Барабек» (Чуковский).
В повествовании о летающих собаках описывается нереальная и подчеркнуто гротескная (сравнение с ястребами) ситуация. Летающие собаки, а также летающие или выпадающие из окон люди – тоже частые мотивы у Хармса. Кроме того, Хармс нередко связывает собаку и человека, как похожих друг на друга существ.
В стихотворении «Врун» упоминается один из любимых символов Хармса – колесо. Солнце неспроста замещается именно колесом, ведь оно является самым древним солярным знаком. Замена солнца символом символизирует, что мир Хармса подчиняется законам его искусства.
Акцент на носе, как части тела, живущей особой жизнью, восходит к гоголевскому «Носу» и является классическим приемом абсурда. В произведениях Хармса есть перекликающиеся линии про голову («Суд Линча»), ногу («Охотники»).