— В чем смысл твоей жизни? — Меня спросили. —
Где видишь ты счастье свое, скажи?
— В сраженьях, — ответил я, — против гнили
И в схватках, — добавил я, — против лжи!
По-моему, в каждом земном пороке,
Пусть так или сяк, но таится ложь.
Во всем, что бессовестно и жестоко,
Она непременно блестит, как нож.
Ведь все, от чего человек терзается,
Все подлости мира, как этажи,
Всегда пренахальнейше возвышаются
На общем фундаменте вечной лжи.
И в том я свое назначенье вижу,
Чтоб биться с ней каждым своим стихом,
Сражаясь с цинизма колючим льдом,
С предательством, наглостью, черным злом,
Со всем, что до ярости ненавижу!
Еще я хочу, чтоб моя строка
Могла б, отверзая тупые уши,
Стругать, как рубанком, сухие души
До жизни, до крохотного ростка!
Есть люди, что, веря в пустой туман,
Мечтают, чтоб счастье легко и весело
Подсело к ним рядом и ножки свесило:
Мол, вот я, бери и клади в карман!
Эх, знать бы им счастье совсем иное:
Когда, задохнувшись от высоты,
Ты людям вдруг сможешь отдать порою
Что-то взволнованное, такое,
В чем слиты и труд, и твои мечты!
Есть счастье еще и когда в пути
Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться к человеку,
Подставить плечо ему и спасти.
И в том моя вера и жизнь моя.
И, в грохоте времени быстротечного,
Добавлю открыто и не тая,
Что счастлив еще в этом мире я
От женской любви и тепла сердечного…
Борясь, а не мудрствуя по-пустому,
Всю душу и сердце вложив в строку,
Я полон любви ко всему живому:
К солнцу, деревьям, к щенку любому,
К птице и к каждому лопуху!
Не веря ни злым и ни льстивым судьям,
Я верил всегда только в свой народ.
И, счастлив от мысли, что нужен людям,
Плевал на бураны и шел вперед.
От горя — к победам, сквозь все этапы!
А если летел с крутизны порой,
То падал, как барс, на четыре лапы
И снова вставал и кидался в бой.
Вот то, чем живу я и чем владею:
Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
А жить по-другому и не умею,
Да и, конечно же, не хочу!
Анализ стихотворения «О смысле жизни» Асадова
Стихи «О смысле жизни» Эдуарда Аркадьевича Асадова – жизненное и творческое кредо поэта.
Стихотворение написано в 1973 году. Уже много лет народная любовь к поэту неизменна, во всех уголках страны поклонники с нетерпением ждут его творческих концертов, выстраиваются в очередь за заветным автографом. В жанровом отношении – программное стихотворение, своеобразный манифест. Рифмовка смешанная (перекрестная, охватная и сплошная), 13 строф. Стих открывает диалог, вопрос – и развернутый ответ на него. Уже в первой строфе поэт-фронтовик формулирует свое понимание смысла жизни: сраженья против лжи. Расчеловечивание коренится на фундаменте цинизма, лукавства, предательства. Своим разящим оружием автор избирает стих. Он будит не только задремавшую совесть, но и огрубевшие в самодовольстве души. Впрочем, его добро не только с поэтическими кулаками, но и житейское: «на выручку кинуться к человеку». В девятой строфе возникает особый лиризм: «от женской любви и тепла сердечного». Момент вполне автобиографический: поэт был счастлив с Г. Разумовской. Его любовь многолика, и в следующей строфе он преклоняется перед природой. «К щенку любому»: вновь штрих из биографии автора. Он не раз воспевал собачью верность, в доме поэта всегда жил какой-нибудь славный пес. «Каждому лопуху»: не роза, а, по сути, сорняк. Зато с детства знакомый, живучий, колючий. «Верил в народ»: на войне и в мирное время. «Нужен людям»: действительно, народный поэт имел право так сказать. «От горя – к победам»: преодолевая себя, в первую очередь. Его чувства полярны: любовь, ненависть. Все явления и стороны жизни он пытается охватить в своем стихотворении. Финал лишь подчеркивает бескомпромиссность поэта: «по-другому не умею, и не хочу!» Стих переполнен восклицаниями, рядами перечислений. Есть в нем и вводные слова: по-моему, конечно. Лексика живая, яркая, разговорная. Интонация решительная. Сравнения: как этажи, как нож, как барс, как рубанком. Колоритная метафора: счастье ножки свесило. Эмоциональное междометие «эх». Россыпь повторов, эффектный компаратив (сравнительная степень): пренахальнейше. Прочие метафоры: цинизма колючим льдом, сухие души, черным злом, задохнувшись от высоты. Эпитеты: времени быстротечного (это еще и инверсия), льстивым судьям, земном пороке.
Произведение «О смысле жизни» Э. Асадова – честный монолог, взволнованное лирическое высказывание неравнодушного человека.