Пробило десять. В доме тишина.
Она сидит и напряженно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна,
Вдруг позвонит любимый, вдруг придет?!
Пусть вечер люстру звездную включил,
Не так уж поздно, день еще не прожит.
Не может быть, чтоб он не позвонил!
Чтобы не вспомнил — быть того не может!
«Конечно же, он рвался, и не раз,
Но масса дел: то это, то другое…
Зато он здесь и сердцем и душою».
К чему она хитрит перед собою
И для чего так лжет себе сейчас?
Ведь жизнь ее уже немало дней
Течет отнюдь не речкой Серебрянкой:
Ее любимый постоянно с ней —
Как хан Гирей с безвольной полонянкой.
Случалось, он под рюмку умилялся
Ее душой: «Так преданна всегда!»
Но что в душе той — радость иль беда?
Об этом он не ведал никогда,
Да и узнать ни разу не пытался.
Хвастлив иль груб он, трезв или хмелен,
В ответ — ни возражения, ни вздоха.
Прав только он и только он умен,
Она же лишь «чудачка» и «дуреха».
И ей ли уж не знать о том, что он
Ни в чем и никогда с ней не считался,
Сто раз ее бросал и возвращался,
Сто раз ей лгал и был всегда прощён.
В часы невзгод твердили ей друзья:
— Да с ним пора давным-давно расстаться.
Будь гордою. Довольно унижаться!
Сама пойми: ведь дальше так нельзя!
Она кивала, плакала порой.
И вдруг смотрела жалобно на всех:
— Но я люблю… Ужасно… Как на грех!..
И он уж все же не такой плохой!
Тут было бесполезно препираться,
И шла она в свой добровольный плен,
Чтоб вновь служить, чтоб снова унижаться
И ничего не требовать взамен.
Пробило полночь. В доме тишина…
Она сидит и неотступно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна:
Вдруг позвонит? А вдруг еще придет?
Любовь приносит радость на порог.
С ней легче верить, и мечтать, и жить.
Но уж не дай, как говорится, бог
Вот так любить!
Анализ стихотворения «Обидная любовь» Асадова
Произведение «Обидная любовь» Эдуарда Аркадьевича Асадова – рассказ об одном грустном позднем вечере из жизни влюбленной женщины.
Стихотворение датируется 1962 годом. Поэту исполнилось 39 лет, популярность его поэзии уже набирает силу, начались творческие встречи с читателями, поездки по всей стране, одна за другой выходят книги. В жанровом отношении – любовная лирика, рифмовка смешанная, перекрестная, охватная, 12 строф. Лирическая героиня – женщина, тщетно ожидающая встречи. «Ей не до книг и не до сна»: строка, отсылающая во времена, когда люди в свободное время читали книги. Мучительный внутренний монолог героини, оправдывающий любимого человека. Самый настоящий любовный плен, но вовсе не такой уж и приятный. Оказывается, для отсутствующего героя она – всего лишь «дуреха и чудачка». Он «сто раз ее бросал», но возвращался, потому что нигде его так не ждали, так преданно не заглядывали в глаза. Ее слепая, раболепная любовь кажется ему слабостью, он раз за разом проверяет свою власть над героиней. Поэт живописует яркий портрет героя: хвастлив, груб, прав только он. Сентиментален лишь за рюмкой. «Все же не такой плохой!» — тайна женского сердца. И пусть самообман, унижение, она «сидит и неотступно ждет». Поэт буквально по часам прослеживает этот вечер. Предпоследняя строфа – чуть переиначенная первая. Момент, когда ждать уже бесполезно. «А вдруг еще придет?» В заключительной строфе поэт сравнивает ее любовь с той самой, настоящей, которая приносит «радость на порог», придает силы, а не отнимает. Если чувство тянет на дно, то «не дай Бог» никому вот так любить. Парентеза (конечно, как говорится, случалось). Идиома: как на грех. Перечислительные градации, вереница отрицаний, в том числе, двойных. Анафоры. «Речка Серебрянка»: видимо, та, что протекает на востоке столицы. Динамика сюжета за счет глагольности стиха. Метафоры: включил люстру звездную (еще и эпитет), часы невзгод. Прозаизмы (масса дел). Повторы, усиливающие тревогу героини: вдруг. Лексика разговорная, яркая, интонация меняется — в зависимости от того, кто из персонажей выходит на первый план (она, он, ее друзья, или же сам автор). Привычные для произведений Э. Асадова восклицания, риторические вопросы. Оригинальное сравнение с толикой иронии: как хан с полонянкой.
«Обидная любовь» Э. Асадова – яркий пример драматичной сюжетной лирики поэта.