Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры —
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры —
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Анализ стихотворения «Письмо с фронта» Асадова
Эдуард Аркадьевич Асадов – из плеяды поэтов военного времени. Его пронзительное «Письмо с фронта» вобрало в себя все невысказанные слова вчерашних мальчишек тех трудных лет.
Стихотворение написано в 1943 году. Его автору в эту пору 20 лет, и он добровольцем ушел на Великую Отечественную войну. Совсем немного оставалось до ранения, ослепившего его до конца жизни. По жанру – патриотическая лирика с исповедальным мотивом, по размеру – амфибрахий с перекрестной, смежной и кольцевой рифмовкой, 8 строф. Лирический герой – сам автор. Произведение следует особенностям эпистолярного жанра, начинается с приветствия, затем идут воспоминания о прошлом, о мирной жизни, потом – описание сегодняшнего дня, наконец, обещание сражаться «за жизнь, за тебя, за родные края». Вместо прощания: утром в бой ухожу. Интонация ностальгическая, чуть с улыбкой. Временами ее сменяет более сдержанная нота. «Ты меня благословила»: перед отправкой на фронт мать благословила сына и обещала молиться. Материнское слово – самое сильное, считает поэт. В первой строфе он не может подобрать слов, чтобы выразить свою нежность. Ты такая, такая! Хорошая, родная, самая лучшая мама на свете. Собственно, с обращения «мама» юноша и начинает это письмо. Кто знает, не будет ли оно последним… Герой вспоминает двойки в школе, обиды из-за пустяков, книжки, приятели – все кажется сказкой. Неужели можно было жить вот так? Но война не обесценила все эти маленькие человеческие радости, напротив: возвратимся – оценим вдвойне! Для мамы он подбирает безобидные сравнения, чуть смешит ее: орудья, как стадо слонов. Пишет о кукушке. Как раньше, помнишь, мама? Льется прямая речь. «Ты здесь, ты со мною». «Стихи свои с жаром читал»: Э. Асадов примерно с 8 лет сочинял стихи. Эпитеты: неласковым небом, свистя беззаботно, сыновний привет, далеким победам, солдатской дорогой. «Ты знай, я не сдамся!» Уменьшительные суффиксы: мальчишку, книжки. Инверсия проходит через все стихотворение, начиная с первой строфы: пишу я, читаешь письмо ты, грустила ты. Много перечислений: были, имели, беспечными, глупыми. Сравнение: все – сказка, как снежные горы. Метафора: свинцовый ветер. В стихотворении два основных образа: мать и сын, ожидание победы и встречи.
Стихотворение «Письмо с фронта» Э. Асадова относится к его ранней лирике. Тема матери – одна из главных в его творчестве этого времени.