Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелёк.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза…
А потом, вздохнув, сказала тихо:
— Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:- Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел… И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звёзд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть,- на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было всё как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнём детину обожгла.
— Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьёшь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
— Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно… тише, гром…-
А второй промямлил:- Ну их к чёрту! —
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».
Анализ стихотворения «Трусиха» Асадова
Эдуард Аркадьевич Асадов, по пушкинскому завету, своей лирой поистине пробуждал добрые чувства.
Стихотворение написано в 1963 году. К его автору уже пришла известность, книги печатают большими тиражами, литературные вечера проходят с аншлагом. Жанр – поэтический рассказ с типичной для поэта рифмовкой, где есть место и перекрестной, и охватной. Композиция сюжетная, кольцевая, в финале возвращается к началу. Стихотворение, как часто у Э. Асадова, длинное, состоит из 17 строф. Главные действующие лица – «парень со спортивною фигурой» и его девушка. Уже поздно, он провожает девушку домой. И «между прочим» рассказывает, как однажды на спор в грозу переплыл залив. Девчонка восхищена и считает его героем. «Мир был сплошь из музыки и звезд». Идиллию нарушает появление грабителей. Они и возрастом старше, и фигурой мощнее парня, и голоса у них такие угрожающие, хриплые. «Кольца, серьги, часики, деньжонки»: в этой издевательской перечислительной градации – причина их ночной вылазки. Герой, «от волненья бурый», отдал часы. Детина смеется над девушкой и натягивает ей берет на глаза. Реакция была мгновенной: мразь! Фашист проклятый! (в те годы – особенно оскорбительное ругательство, еще жива память о войне). «Как огнем детину обожгла». Не страшны ей ни его угрозы, ни «нож в кармане»: выживу, узнаю! Невероятно, но ей удается пристыдить воров. Действительно, у кого правда, тот и сильней. Пара продолжает свой путь по набережной: она – взволнованная, он – смущенный. Права ли героиня? Ведь драться-то не ей. Подумаешь, часы, мамино колечко. Зато не тронули бы. Но Э. Асадов о другом: плыть в бурю на спор – это не подвиг, а бравада, развлечение, а не воспитание души. Девушки удалось усовестить негодяев, потому что она не приняла их правила игры, отказалась от роли жертвы. Ей не часы жалко, она не выносит кривды, отказалась согласиться со злом. Лексика разговорная, эмоциональная, просторечная, местами бранная (подонок, ну их к черту).
В стихотворении «Трусиха» Э. Асадов поднимает темы бахвальства, мужества и границ терпимости к злу.