Метелица, как медведица,
Весь вечер буянит зло,
То воет внизу под лестницей,
То лапой скребет стекло.
Дома под ветром сутулятся,
Плывут в молоке огоньки,
Стоят постовые на улицах,
Как белые снеговики.
Сугробы выгнули спины,
Пушистые, как из ваты,
И жмутся к домам машины,
Как зябнущие щенята.
Кружится ветер белый,
Посвистывает на бегу…
Мне нужно заняться делом,
А я никак не могу.
Приемник бурчит бессвязно,
В доме прохладней к ночи,
Чайник мурлычет важно,
А закипать не хочет.
Все в мире сейчас загадочно,
Все будто летит куда-то,
Метельно, красиво, сказочно…
А сказкам я верю свято.
Сказка… мечта-полуночница…
Но где ее взять? Откуда?
А сердцу так чуда хочется,
Пусть маленького, но чуда!
До боли хочется верить,
Что сбудутся вдруг мечты,
Сквозь вьюгу звонок у двери —
И вот на пороге ты!
Трепетная, смущенная,
Снится или не снится?!
Снегом запорошенная,
Звездочки на ресницах…
— Не ждал меня? Скажешь, дурочка?
А я вот явилась… Можно?-
Сказка моя! Снегурочка!
Чудо мое невозможное!
Нет больше зимней ночи!
Сердцу хмельно и ярко!
Весело чай клокочет,
В доме, как в пекле, жарко…
Довольно! Хватит! Не буду!
Полночь… гудят провода…
Гаснут огни повсюду.
Я знаю: сбывается чудо,
Да только вот не всегда…
Метелица как медведица,
Косматая голова.
А сердцу все-таки верится
В несбыточные слова:
— Не ждал меня? Скажешь, дурочка?
Полночь гудит тревожная…
Где ты, моя Снегурочка,
Сказка моя невозможная?..
Анализ стихотворения «Зимняя сказка» Асадова
В произведении «Зимняя сказка» Эдуарда Аркадьевича Асадова мечта разбивается о реальность.
Стихотворение написано в 1964 году. Его автору исполнился 41 год, он становится едва ли не самым популярным поэтом той эпохи, с успехом выступает на литературных вечерах по всей стране, сборники его выходят огромными тиражами и в магазинах не задерживаются. Рядом всегда его жена, друг, помощница, артистка — Г. Разумовская. В жанровом отношении – любовная лирика в сказочном пейзаже, рифмовка перекрестная и смешанная, 14 строф. Метель за окном бередит душевную рану лирического героя, он невольно поддается «мечте-полуночнице». Весь мир во власти «злой медведицы», пурги. Она одушевлена, пытается проникнуть в дом (воет под лестницей, скребется в окно). Черед колоритных сравнений (как белые снеговики, как из ваты) перемежается с целым отрядом олицетворений (дома сутулятся, ветер посвистывает, приемник бурчит). Поэт почти по-детски воспринимает снежный плен, в сердце просыпается жажда новогоднего чуда. А поскольку он все же уже не ребенок, то ему хочется получить не педальный автомобиль «Москвич», а шанс на еще одну встречу с любимой. Как водится, явившаяся Снегурочка смущена своим поздним визитом и памятью о случившейся размолвке. Таинственная зимняя ночь вмиг оборачивается жарким солнечным днем. Вначале даже кажется, что их разлука временная, к примеру, из-за непогоды или расстояний, однако в финале стихотворения автор подчеркивает, что эта мечта несбыточная. Но в сказку поэт верить не перестанет. Он ждет звонка в дверь наперекор всем доводам рассудка. Лексика просторечная и возвышенная, есть и прозаизмы, даже бранное словечко «дурочка». Впрочем, все это ему только грезится или снится. Однако общая интонация стихотворения парадоксально остается волшебной, атмосферной. Глагол, выросший из звукоподражания: мурлычет. Несколько трепетных многоточий, уводящих читателя в мир фантазий. Чуть грустные вопросы: где ее взять? Перечисления: метельно, красиво. Эпитеты: трепетная, невозможное, косматая, смущенная. Инверсия: гудят провода, гаснут огни. Сравнения: как в пекле (то есть, в аду). Метафора: звездочки на ресницах (то есть, снежинки). Восклицания и вопросы – как по отдельности, так и вместе. Множество восторженных обращений к утраченной любимой. Воображаемый диалог. Составная рифма с местоимением «ты» в восьмой строфе.
В «Зимней сказке» Э. Асадова типичный городской пейзаж преображается в ожидании чуда.