Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
Анализ стихотворения «Бессонница» Тютчева
Федор Иванович Тютчев в произведении «Бессонница» рассуждает о метафизических предметах в духе немецкой романтической традиции.
Стихотворение написано в 1829 году. Автору его исполнилось 26 лет, он женат, счастливый отец, служит в Германии. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой (во 2 строфе) рифмовкой. Стихотворение состоит из 6 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам поэт. Впрочем, на его месте может быть любой человек. Именно поэтому Ф. Тютчев употребляет местоимение «мы», а не «я». Восклицания, риторический вопрос и многоточие подчеркивают взволнованность поэта. Невольный холодок бежит по спине современного читателя, ведь «томительная ночи повесть» для автора этих строк уже закончена. Поэт не описывает ночь, собственную комнату, какие-то личные житейские переживания. Он обращается к потаенному страху человека: язык для всех чужой и внятный. Бой часов, такой мирный, может быть и грозным, и безжалостным. Уходящее время не только покрывает забвением прошлое, но и напоминает — «как совесть» — о сделанных ошибках, преступлениях. «Среди всемирного молчанья» ночи «наша жизнь стоит пред нами, как призрак».
В 3 строфе почти отчаяние: мы природой покинуты на нас самих. В эту минуту он даже теряет веру в бессмертие души, ищет защиты не у Бога, а у природы, которая ему не отвечает. «Рок» — по античным представлениям, неотвратимая судьба. Это слово он пишет с прописной буквы. А вот слово «смерть» не названо впрямую. Не картины, а звуки – главные в этом стихотворении: язык, стенанье, глас, металла голос. Поэт на новом уровне словно обыгрывает старинный народный жанр плача. «Друзья, наше время давно забвеньем занесло!» Даже «новое, младое племя» способно понять предостережение поэта. Ведь Ф. Тютчев в эту пору и сам еще молодой человек. Мучимый бессонницей, он вдруг вглядывается в темноту ночи, где его ожидает конец. Лексика возвышенная, местами напоминает классическую оду, есть индивидуально-авторский эпитет: пророчески-прощальный. Среди прочих эпитетов: неотразимый, осиротелый, однообразный, сумрачной, погребальный. Соединение метафоры и олицетворения: металла голос (бой часов) оплакивает нас. Сравнения: как призрак, как совесть.
Ф. Тютчев передал в журнал «Галатея», издававшийся в Москве, свою «Бессонницу». Поэт сумел вдохнуть в старые образы новую жизнь, вызвать отклик в сердцах читателей любого века.