Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Анализ стихотворения «Наш век» Тютчева
Высокую оценку дало Фёдору Ивановичу Тютчеву время, подтвердившее его величие как лирика и философа, который как никто другой понимал и любил русскую природу. Поэта можно уверенно назвать мастером философской лирики, ибо его стихотворения глубоко проникновенны и образны.
Историко-литературный контекст
Ф.И. Тютчев создал своё стихотворение в период, когда русский народ переносил на себе влияние европейских перворотов и восстаний, задачей которых было установление гражданских прав и свобод. Данные события сильно отразились на творчестве и мышлении многих писателей из России. Ф.И. Тютчев не стал исключением.
Тематика и проблематика
В ответ на происходящие события поэт обозначил свой философский взгляд. Тютчев выступал против революции, а свою родину считал единственной представительницей истинного христианства. Писатель остро чувствует происходящие перемены: стираются религиозные ценности, люди становятся эгоистичными и равнодушными.
Главная тема стихотворения «Наш век» — кризис веры. Тютчев размышляет о моральном облике человека и общества, в котором он живет. Автор убеждён, что все беды и проблемы современного ему человека идут от неверия, духовного опустошения: «не плоть, а дух растлился в наши дни».
Художественные приёмы
Лирический герой произведения с сокрушительной тоской рассуждает в одиночестве о времени, лишённом веры. Его одолевает тревога за будущее человека с разрушенной душой. Произведение несёт антитезу в своей основе — противопоставление современности и духовного идеала, существующего в мыслях лирического героя. Подкрепляют эту основу противопоставления: плоть — дух, тень — свет, безверие — вера, не просит — жаждет.
Из строк стихотворения мы видим, что человек «жаждет веры… но о ней не просит…». А не просит потому, что не понимает простейшей истины, что только вера способна спасти. Нужно лишь впустить Бога в своё сердце, и тогда перестанешь тосковать, обретёшь свет, а жизнь ежедневно будет приносить лишь радость и умиротворение.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, рифмовка — перекрестная. Это придаёт произведению чёткий ритм и лиричность. Среди немногочисленных художественных приёмов можно выделить: метафору («дух растлился в наши дни»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»), эпитеты («отчаянно тоскует», «перед замкнутой дверью»). На лексическом уровне находим устаревшие слова— днесь (церковнославянизм), ропщет, погибель.
Заключительные строки стихотворения: «Впусти меня!- Я верю, боже мой!Приди на помощь моему неверью!..» — отсылают нас к евангельской легенде об исцелении Христом отрока, который был одержим немым духом. Родитель его, отвечая на воззвание Бога веровать, отвечает ему: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Но Тютчев отрицает мотив искупления: «не скажет ввек, с молитвой и слезой» — ибо поэт не верит, что человек способен очистить свою душу.
Заключение
Слово Фёдора Ивановича Тютчева отозвалось не в одном поколении, а его поэтическая слава продолжит оставаться истинной благодатью русской поэзии на протяжении многих столетий. Философские рассуждения заставляют нас задуматься над собственным бытием, проанализировать свою жизнь и, возможно, найти пути духовного роста.