Человек, что мне построил дом,
Был чужим,
Он не был мне знаком.
Но с улыбкой светлой на лице
Думал он о будущем жильце.
Был не друг и вовсе не родня
Тот, кто шил рубашку для меня.
Но и он, орудуя иглой,
Обо мне подумывал порой.
Никогда нигде я не встречал
И того, кто туфли мне тачал.
А ведь он с собой наедине
Размышлял частенько обо мне.
Сколько их, друзей, в моей стране
Что всё время помнят обо мне!
Да и я ведь думаю о них,
Сочиняя песню или стих.
Анализ стихотворения «Незнакомые друзья» Граубина
Произведение «Незнакомые друзья» Георгия Рудольфовича Граубина – история созидательного труда на благо страны, связи поколений и профессий.
Стихотворение написано не позднее 1985 года. Поэту в эту пору за пятьдесят, уроженец Читинской области, судьбу и творчество он связал с Забайкальем. Много лет он был секретарем местной писательской организации, затем был приглашен в состав Совета по детской и юношеской литературе. Известен он и как драматург, и как писатель для взрослых, краевед. Книги его переведены на несколько языков мира, стихи входят в большинство школьных хрестоматий. В жанровом отношении – лирика о профессиях, стихи хореического толка, рифмовка парная, 4 строфы. Лексика простая, интонация душевная. Поэт обращается к детям, побуждает их задуматься о благодарности тем безвестным людям, которые вносят свой вклад в дело общей пользы. Работа на совесть – лейтмотив произведения. Взаимная ответственность пронизывает человеческие отношения. Вот строитель участвует в возведении дома. Поэт уверен: если он при этом будет думать «о будущем жильце», то дом простоит долго, а люди в нем будут счастливы. Автор призывает к подзабытому альтруизму, способному украсить самое скромное дело. Вот и рубашка на поэте пошита с заботой, с желанием сделать удобную, красивую вещь. В третьей строфе лирический герой продолжает рассматривать свой гардероб. Чуть старомодное слово «тачал» относится к работе обувного мастера. Ведь и он «размышлял обо мне», старался, чтобы обувь прослужила долго. А взамен, придя вечером домой, он может не только развернуть газету под чаек, но и прочесть стихи о самом себе – от благодарного поэта. Каждый трудится в меру своих способностей, на своем месте, посту, в своем звании. Эти люди вряд встретятся друг с другом, но все они живут в одной стране. Поэт зовет их друзьями. В финале он признается, что пишет исключительно с мыслью обо всех этих людях, старается понять их нужды, чаяния, способствовать нравственному воспитанию их детей. Множество отрицаний, часто двойных, чтобы усилить интонацию: «никогда нигде не встречал». Восклицание появляется только в конце. Уменьшительный суффикс придает лиричности: частенько. Весьма выразительны просторечные приставочные глаголы: подумывал, построил. Ряд лексических повторов. Эпитетов немного: «улыбкой светлой» (еще и инверсия, кстати). Поэт рассказывает о героях как о людях, друзьях, товарищах, избегает подразделения на мужские и женские профессии.
«Незнакомые друзья» Г. Граубина сочетают в себе воспитательный и нравственный момент. Учат видеть родство, братство не только по крови, но и в делах, выполненных на совесть.