Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Анализ стихотворения в прозе «Нищий» Тургенева
Ежемесячник «Вестник Европы» предоставил свои страницы для публикации сборника стихотворений в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.
Стихотворение написано зимой 1878 года. Шестидесятилетний автор подводит итоги своей жизни, предается воспоминаниям и немножко хандрит. Цикл из нескольких десятков миниатюр он сперва даже не собирался публиковать. Его уговорил издатель М. Стасюлевич. По жанру – стихотворение в прозе, маленькая новелла. Интонация задумчивая. Вся миниатюра пронизана невидимым ритмом, музыкой, эмоциональными подъемами. Лирический герой – автор, рассказчик. Он появляется в каждой зарисовке цикла. Завязка банальна: рассказчика на улице останавливает нищий старик. Далее идет его красноречивый словесный портрет, усиленный градацией: воспаленные глаза, посинелые губы, нечистые раны. Лирический герой даже умолкает, не в силах передать свою жалость, чуть смешанную с брезгливостью хорошо одетого человека. Междометие «О» увеличивает степень лирического высказывания, тому же способствует восклицание. Ведь старик тянет к нему «грязную руку». Просторечное слово «шарить» подчеркивает растерянность героя. Опять перечисление: ни кошелька, ни часов, ни платка. «А нищий ждал». Смущенный рассказчик принимает единственно верное решение: показать, что он видит в «несчастном существе» человека, сострадает ему, стыдится, что не может помочь, ставит его с собой на одну доску. И он крепко пожимает «эту грязную, трепетную руку». Два эпитета, внешне противостоящие друг другу, подчеркивающие экспрессию. Затем идет обмен репликами. Герой извиняется и дважды называет нищего братом. Тот, привыкший не присматриваться к лицам, обычно жадно следящий за движением руки, достающей монетку, вдруг смотрит рассказчику в глаза. С полным доверием к искренности его порыва старик ответно жмет ему руку, называя – опять дважды – и его своим братом. Как говорится, все люди – братья и сестры по Адаму, первому человеку. «Прошамкал»: видимо, беззубый. В эпилоге одаренным чувствует себя как раз лирический герой, передающий читателю эту нехитрую сценку. Нота исповедальности проходит через эту зарисовку. Нищий – универсальный образ в мировой литературе, а тема бедности – одна из самых злободневных. В этом произведении писатель усилил ее жуткой метафорой: обглодала бедность.
Короткая, но выразительная уличная встреча легла в основу взволнованного повествования И. Тургенева в стихотворении «Нищий».