Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая,
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно-юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я — изысканный стих.
Анализ стихотворения «Я — изысканность русской медлительной речи» Бальмонта
Стихи «Я – изысканность русской медлительной речи» Константина Бальмонта входят в его знаменитый сборник «Будем как Солнце».
Стихотворение написано не позднее 1903 года. Это период, когда К. Бальмонт считался едва ли не лучшим поэтом империи, его с восторгом принимала не только читающая публика, но и собратья по перу. Известен он был и как пламенный революционер. В жанровом отношении – творческий манифест, автопортрет, 4 строфы с парной рифмовкой. Благозвучие, музыкальность и красота – вот киты, на которых стоит поэзия К. Бальмонта. Местоимение «я» и энергичные тире царят в стихе. Автор говорит о себе как о художнике слова. Первая строка – готовый афоризм, вторая – почти бахвальство: «другие – предтечи»: во-первых, библейский образ, во-вторых, не просто предшественники, но и учителя (как тот же француз П. Верлен). Ведь новаторство поэта не выводит его за рамки классической традиции. «Открыл уклоны»: этому способствовала и большая переводческая работа. У европейских поэтов он учился различать нюансы и переливы слов. Четвертая строка строфы – чистая звукопись. Второе четверостишие внезапно меняет ритм. Вновь поэт постулирует свою приверженность звуку, свету, тени. Третья строфа – гимн стихии. Человек и дела рук его в стихе отсутствуют. Мир лирики К. Бальмонта стремится сбросить оковы материального, плотского, вещественного. «Для всех и ничей»: автор сам как часть Вселенной, а не человеческого общества, вне времени, пространства. «У других отнимая»: прежде всего, у природы. «Влюблен в себя и других»: один из секретов популярности поэта. Его бескомпромиссность и стих оказались созвучны рубежу веков. Автор словно заново открывает этот мир и ведет за собой читателя. Каскад средств художественной выразительности: море эпитетов (перепевные, нежные, многопенный, гневные, внезапный), инверсия (переклички лесные), сравнение (как сон), перечисления, повторы, анафоры. Его пейзаж условный, хотя и вполне земной. Индивидуально-авторский эпитет (еще и оксюморон, парадокс): разорванно-слитный. Поэт стремится минимизировать количество глаголов. Приставки слов также участвуют в игре поэта: переплеск, перепевные, самоцветные, самобытной.
К. Бальмонт посвятил свое творчество раскрытию тайн музыки русского стиха. Триумфальный период этого пути изображен в произведении «Я – изысканность русской медлительной речи».