Ты говорила мне «люблю»,
Но это по ночам, сквозь зубы.
А утром горькое «терплю»
Едва удерживали губы.
Я верил по ночам губам,
Рукам лукавым и горячим,
Но я не верил по ночам
Твоим ночным словам незрячим.
Я знал тебя, ты не лгала,
Ты полюбить меня хотела,
Ты только ночью лгать могла,
Когда душою правит тело.
Но утром, в трезвый час, когда
Душа опять сильна, как прежде,
Ты хоть бы раз сказала «да»
Мне, ожидавшему в надежде.
И вдруг война, отъезд, перрон,
Где и обняться-то нет места,
И дачный клязьминский вагон,
В котором ехать мне до Бреста.
Вдруг вечер без надежд на ночь,
На счастье, на тепло постели.
Как крик: ничем нельзя помочь!—
Вкус поцелуя на шинели.
Чтоб с теми, в темноте, в хмелю,
Не спутал с прежними словами,
Ты вдруг сказала мне «люблю»
Почти спокойными губами.
Такой я раньше не видал
Тебя, до этих слов разлуки:
Люблю, люблю… ночной вокзал,
Холодные от горя руки.
Анализ стихотворения «Ты говорила мне люблю» Симонова
Произведение «Ты говорила мне люблю» Константина Симонова посвящено его отношениям с Валентиной Серовой.
Стихотворение датируется 1941 годом. Поэту исполнилось 26 лет, он выпускник Литературного института, член Союза писателей, военный корреспондент. В жанровом отношении – любовная лирика, рифмовка перекрестная, 8 строф. Предыстория знакомства этой пары такова. Поэт влюбился в восходящую звезду, артистку В. Серову в 1940 году. Она была вдовой летчика и матерью маленького сынишки, он – женат и тоже совсем недавно стал отцом. В их отношениях, пожалуй, он любил, а она позволяла любить. Стихотворение открывается беспощадной откровенностью: утром горькое невысказанное «терплю», а ночью – «люблю» сквозь зубы, помимо воли. Потерявшему голову поэту мучительно было слушать «незрячие слова» (идущие не от сердца). В сущности, его чувство было безответным, но отпустить эту женщину он еще долго был не в силах. «И вдруг война». Он и не ожидал, что ее грозная тень подарит ему надежду. В сутолоке прощания на перроне, с обостренной чуткостью герой уловил в ее словах совсем другие интонации. Потрясение, разлука неожиданно отзываются в героине страхом потери, новым измерением чувств, где она сама – не так важна. Есть только момент, когда «ничем нельзя помочь» и – вкус поцелуя дрогнувших губ на шинели. Впервые слышит он признание, которого так долго ждал, встречается с ее прямым взглядом. И именно теперь нужно расстаться. Под стук колес он эхом слышит ее «люблю», как музыку, как оберег от несчастья, как залог будущего. Впрочем, следует сказать, что этот брак (а он все-таки был заключен) прошел через много испытаний. Возможно, поэт удерживал ту, которая ему по-настоящему никогда не принадлежала. В любом случае, спустя годы он излечился от этой любви. Судьба артистки завершилась трагически, где сыграли свою роль и проблемы с сыном, и алкоголь, и невостребованность в профессии. Интонация напряженная, иногда почти задыхающаяся. Лексика нейтральная и живая. Контраст, череда перечислений, единственное восклицание, повторы, топонимы (Брест), метафора («когда душою правит тело»). Образ рук – сперва «лукавых и горячих», затем – «холодных от горя», настоящих. Местоимения «ты» и «я» переполняют стихотворение, а вот «мы» так и не появляется. Сравнение: как крик.
В стихах «Ты говорила мне люблю» К. Симонова разворачивается психологическая драма трудной любви, дорожить которой научила война.